Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 03:02

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Проект коррекционно-развивающей программы по профилактике асоциального поведения подростков "Мой мир"
Пояснительная записка
В условиях кризиса современного общества и изменения морально - нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к
асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Разнообразные стороны и аспекты социальных норм и отклонений неоднократно рассматривались социологами, философами, психологами, педагогами, юристами и др.
Социально-психологические и психиатрические аспекты отклоняющегося/девиантного поведения изучали:
• А.А.Александров, Б.С. Братусь, П.Б. Ганнушкин и др.
Структура мотивации:
• И.С. Кон, А.Е. Личко
Социально – педагогические и психологические условия культурно – досуговой деятельности в социализации и ресоциализации подростков:
• С.А. Алексеева, С.А.Беличевой, Т.И. Лагутиной
Концептуальное значение общих проблем социализации
• Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, Сухомлинский и др.
Проблемы подросткового возраста
• Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович. О.С. Богданова
Для составления проекта программы «Мой мир» я опиралась на работы следующих известных авторов:
1. Галина Ивановна Макартычева. - руководитель Автономной некоммерческой организации "Кризисный центр "Доверие". Ее работы: "Профилактика насилия в детско-подростковой среде", "Коррекция девиантного поведения подростков", "Подготовка специалистов кризисных центров и сотрудников УВД к работе с семьями с проблемой домашнего насилия" и др. Программы апробированы в учебных учреждениях.
2. Герман Константинович Селевко. Заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор Энциклопедии образовательных технологий, автор школы саморазвития личности. В своих программах он опирается на оригинальные концепции: самовоспитания школьников, гуманно - личностно-ориентированного подхода к учащимся, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся. «Познай себя», «Найди свой путь», «Сделай себя сам» и др.
В целях создания условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья, а также содействия сохранению здоровья всех участников образовательного процесса, в нашей школе организована Служба психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся. Роль социального педагога в консилиуме – это работа с семьей по формированию более доверительных отношений, организация режима, посещение учащихся на дому, коррекционная работа с трудными детьми . Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения с учащимися с ОВЗ необходима планомерная работа, в которой заложена информация по вопросам права, доступная для восприятия и понимания подростков.
Для решения проблемы профилактики асоциального поведения в нашей школе, мною был разработан проект программы «Мой мир».
Основными направлениями данного проекта являются: повышение мотивации несовершеннолетних к самопознанию, к самовоспитанию, коррекция агрессивности, обучение способам ориентирования в сложностях социальной жизни, поиска оптимальных решений в конфликтных ситуациях и воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство, освоение правовых знаний, обучение их тому, как воспринимать необходимость жить в рамках, предусмотренных законом, без ощущения ограничения свободы действий, как личную потребность, удобную для себя и для общества.
Цель: позитивное развитие личности и профилактика отклоняющегося поведения у подростков, ознакомление с информацией по вопросам права, доступной для восприятия и понимания подростков, развитие коммуникативных навыков, достижение позитивных жизненных целей.
Задачи:
 Сформировать адекватную самооценку, снизить потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющего поведения.
 Сформировать способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
 Помочь выработать позитивные жизненные цели и мотивации и их достижению.
 Повысить правовую грамотность и ответственность за свое поведение.
 Научить элементам расслабления.
Методы и приемы работы:
 Беседа
 Наблюдение
 Опрос
 Тестирование
 Игровые методы: элементы социализирующих игр - деловые, ролевые, игры-драматизации.
 Проективные методы: ассоциативные(словесные ассоциации, персонификация, картинки и слова); методики на завершение задания (незаконченные предложения, незавершенные рисунки); конструирующие (модифицированный ТАТ, коллаж); экспрессивные (психорисунки)
 Анализ результатов деятельности.

Данный курс занятий предлагается для учащихся с ОВЗ, стоящих на учете ОПДН и ВШК (5-9классы) и рассчитан на 16 занятий, по одному занятию в неделю.
На каждое занятие отводится 40 минут.
Форма: групповая (по необходимости индивидуальная).

Особенности личности трудного подростка с ОВЗ
Личность подростка с ОВЗ прежде всего характеризуется низким уровнем социализации, отражающим проблемы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в большинстве случаев являются неблагоприятные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Частные ссоры в семье, скандалы родителей, физическое наказания подростков приводят к разрушению тормозных
процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические состояния:
озлобление, страх, неудовлетворенность, враждебность, недоверие и т. д.
Если антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, и психопатическими чертами личности, то такие подростки отличаются большой степенью внушаемости, некритичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер .
Многие подростки с нарушением интеллекта характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы.
Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются ранние половые связи. Снижение нравственных критериев в этой области. Половая распущенность нередко становятся причинами половых преступлений.
Личность умственно отсталого подростка отличается низким уровнем правосознания, которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей перед обществом.
Часто это люди с несложившейся моралью, не знающие, что можно, чего нельзя, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств.
Ожидаемый результат
У подростка должны быть сформированы навыки:

 Самопознания: умение познавать свой внутренний мир, переживания, понимать себя и определенным образом относиться к самому себе;
 Самовоспитания: сознательно и целенаправленно работать над своей личностью по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств и устранению отрицательных, развитие самоконтроля;
 Навыки контроля своего поведения в разных стрессовых ситуациях, поиска конструктивных выходов из таких ситуаций, развитие толерантности;
 Правильно реагировать на конфликт, уметь воспринимать конфликты как естественное явление современной жизни, выходить из конфликтной ситуации с наименьшими потерями.
 Релаксации: умение расслабляться, снимать психологическое напряжение;
 Повышение уровня знаний подростка о правах и обязанностях, наказаниях несовершеннолетних согласно законам РФ.

Структура содержания проекта программы представлена 6-ю блоками.

 Самопознание - изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности, познание самого себя.
 Самовоспитание – сознательная потребность в развитии своей личности, ее главных способностей, усовершенствование деятельности по утверждению своих сил и возможностей, высокий уровень развития воли.
 Коррекция агрессивности – исправление поведения, ориентированного на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы, оптимизация и поддержка процесса становления эго-идентичности.
 Конфликтология – формирование системы знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления конфликтом.
 Релаксация - обучение упражнениям, направленным на снятие психо – эмоционального напряжения методами нервно – мышечного и аутогенного расслабления.
 Правовой - формирование позитивного отношения к закону, праву, практической работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, знание подростками своих прав и обязанностей перед государством и обществом.



Список литературы

 Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ Составители: Л. С. Шпиленя, д. м. н., проф.; Ю. Д. Башкина, Н. А. Гусева, Т. Н. Жданова, Е. Л. Иванова, психологи
Под научной редакцией Л. М. Шипицыной, д. б. н., проф. Изд-во "Образование-Культура", 2003. - 384 с.
 «Каждый должен выиграть» материалы спецкурса по разрешению
конфликта. изд: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова,Н.Новгород,1995г.
 «Психологический тренинг с подростками» Л. Ф. Анн ООО «Питер
Пресс», Санкт – Петербург, Петергофское шоссе,73. ,2007г.
 «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения»
Г.И. Макартычева: СПб.: Речь, 2007 г..
 «Сделай себя сам» под ред: Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Т. Левина
народное образование, школьные технологии, Москва, 2006г.
 «Познай себя» под ред: Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Т. Левина народное
образование, школьные технологии, Москва, 2006г.
 «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации» Министерство общего и профессионального образования РФ - М.: «Фирма «Вариант», 2003. - 240 с.
 «Методические рекомендации» по позитивному развитию личности и
профилактике отклоняющегося поведения у подростков организация
«Лайф скиллз интернешнл» г.Москва,1993г

Календарно – тематическое
планирование занятий по профилактике асоциального
поведения подростков
Тема занятий Цель
1. Диагностика. Оценить аффективную сферу личность, в том числе и уровень агрессивного поведения ребенка, потребности личности.
2. «Каждый кто…» Формирование положительной самооценки учащихся и представления о своей уникальности и неповторимости; развитие положительного отношения к себе.
3. «Просьба». Обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее. Развитие умения определять психологические характеристики, свои и окружающих. Упрочнение уверенности в себе.
4. «Спор, драка ? Нет, рукопожатие!» Учиться воспринимать конфликт как естественное явление современной жизни: учиться совмещать разные точки зрения на одни и те же события, предметы, явления.
5. «Права и обязанности
личности» Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими.
6. «Административная ответственность несовершеннолетних» Правовое просвещение учащихся.
7. «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Правовое просвещение учащихся.
8. «Снова смотримся в зеркало» Обучение учащихся самонаблюдению, адекватному оцениванию себя и окружающих.
9. «Поведение: от самооценки к поступку» Обучение пониманию материальной ценности поступка, умению нести ответственность за свои поступки.
10. «Мусорное ведро» Развитие самооценки, самопонимания, избавление от негативных эмоций.
11. «Осторожно! Конфликт» Познакомить с основными сигналами конфликта, научить распознаванию их, как предупредительных знаков.
12. «Вырабатываем характер» Обучение адекватному оцениванию себя, стремлению понимать себя, ознакомление с понятием «характер»
13. «Копилка обид» Обучение избавлению от негативных переживаний, эмоций. Развитие эмоционально-волевой сферы.
14. «Кто Я?» Подтолкнуть учащегося к положительным мыслям о себе; дать возможность поделиться своими достижениями.
15. «Моё отражение» Формирование понимания учащимся качеств личности, адекватной самооценки,
коррекция мышления внимания, на основе анализа и синтеза предложенных упражнений, воспитание положительного отношения к себе.
16. «Человек славен добрыми делами» Ознакомить с понятием «Добро», «Мораль».

 Самопознание
 Самовоспитание
 Конфликтология
 Коррекция агрессивности
 Правовой

Ожидаемый результат

У подростка должны быть сформированы навыки:
 Самопознания: умение познавать свой внутренний мир, переживания, понимать себя и определенным образом относиться к самому себе;
 Самовоспитания: сознательно и целенаправленно работать над своей личностью по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств и устранению отрицательных, развитие самоконтроля;
 Навыки контроля своего поведения в разных стрессовых ситуациях, поиска конструктивных выходов из таких ситуаций, развитие толерантности;
 Правильно реагировать на конфликт, уметь воспринимать конфликты как естественное явление современной жизни, выходить из конфликтной ситуации с наименьшими потерями.
 Релаксации: умение расслабляться, снимать психологическое напряжение;
 Повышение уровня знаний подростка о правах и обязанностях, наказаниях несовершеннолетних согласно законам РФ.

Структура содержания проекта программы представлена 6-ю блоками.

 Самопознание - изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности, познание самого себя.
 Самовоспитание – сознательная потребность в развитии своей личности, ее главных способностей, усовершенствование деятельности по утверждению своих сил и возможностей, высокий уровень развития воли.
 Коррекция агрессивности – исправление поведения, ориентированного на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы, оптимизация и поддержка процесса становления эго-идентичности.
 Конфликтология – формирование системы знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления конфликтом.
 Релаксация - обучение упражнениям, направленым на снятие психо – эмоционального напряжения методами нервно – мышечного и аутогенного расслабления.
 Правовой - формирование позитивного отношения к закону, праву, знание подростками своих прав и обязанностей перед государством и обществом.

СОДЕРЖАНИЕ (16 ЧАСОВ)
Тема занятий Цель
1. Диагностика. Оценить аффективную сферу личность, в том числе и уровень агрессивного поведения ребенка, потребности личности.
2. «Каждый кто…» Формирование положительной самооценки учащихся и представления о своей уникальности и неповторимости; развитие положительного отношения к себе.
3. «Просьба». Обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее. Развитие умения определять психологические характеристики, свои и окружающих. Упрочнение уверенности в себе.
4. «Спор, драка ? Нет, рукопожатие!» Учиться воспринимать конфликт как естественное явление современной жизни: учиться совмещать разные точки зрения на одни и те же события, предметы, явления.
5. «Права и обязанности
личности» Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими.
6. «Административная ответственность несовершеннолетних» Правовое просвещение учащихся.
7. «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Правовое просвещение учащихся.
8. «Снова смотримся в зеркало» Обучение учащихся самонаблюдению, адекватному оцениванию себя и окружающих.
9. «Поведение: от самооценки к поступку» Обучение пониманию материальной ценности поступка, умению нести ответственность за свои поступки.
10. «Мусорное ведро» Развитие самооценки, самопонимания, избавление от негативных эмоций.
11. «Осторожно! Конфликт» Познакомить с основными сигналами конфликта, научить распознаванию их, как предупредительных знаков.
12. «Вырабатываем характер» Обучение адекватному оцениванию себя, стремлению понимать себя, ознакомление с понятием «характер»
13. «Копилка обид» Обучение избавлению от негативных переживаний, эмоций. Развитие эмоционально-волевой сферы.
14. «Кто Я?» Подтолкнуть учащегося к положительным мыслям о себе; дать возможность поделиться своими достижениями.
15. «Моё отражение» Формирование понимания учащимся качеств личности, адекватной самооценки,
коррекция мышления внимания, на основе анализа и синтеза предложенных упражнений, воспитание положительного отношения к себе.
16. «Человек славен добрыми делами» Ознакомить с понятием «Добро», «Мораль».
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: Gban-maria1983 (03.01.2017) | Автор: Мария E
Просмотров: 1090 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Мария Александровна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и отклонена от участия во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" в связи с нарушением п. 7.1. Положения Конференции «Разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно индивидуальным участником Конференции или творческим коллективом. Фрагменты ресурсов из третьих источников (Интернет,CD-дисков и т.п.) могут являться элементами разработки с обязательным указанием первоисточника».
Представленная Вами работа является копией работы Марфы Девятовой с сайта http://www.myshared.ru/slide/512979/ Приглашаем Вас принять участие в Конференции и других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета».
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024