Проект коррекционно-развивающей программы по профилактике асоциального поведения подростков "Мой мир"
Пояснительная записка В условиях кризиса современного общества и изменения морально - нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Разнообразные стороны и аспекты социальных норм и отклонений неоднократно рассматривались социологами, философами, психологами, педагогами, юристами и др. Социально-психологические и психиатрические аспекты отклоняющегося/девиантного поведения изучали: • А.А.Александров, Б.С. Братусь, П.Б. Ганнушкин и др. Структура мотивации: • И.С. Кон, А.Е. Личко Социально – педагогические и психологические условия культурно – досуговой деятельности в социализации и ресоциализации подростков: • С.А. Алексеева, С.А.Беличевой, Т.И. Лагутиной Концептуальное значение общих проблем социализации • Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, Сухомлинский и др. Проблемы подросткового возраста • Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович. О.С. Богданова Для составления проекта программы «Мой мир» я опиралась на работы следующих известных авторов: 1. Галина Ивановна Макартычева. - руководитель Автономной некоммерческой организации "Кризисный центр "Доверие". Ее работы: "Профилактика насилия в детско-подростковой среде", "Коррекция девиантного поведения подростков", "Подготовка специалистов кризисных центров и сотрудников УВД к работе с семьями с проблемой домашнего насилия" и др. Программы апробированы в учебных учреждениях. 2. Герман Константинович Селевко. Заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор Энциклопедии образовательных технологий, автор школы саморазвития личности. В своих программах он опирается на оригинальные концепции: самовоспитания школьников, гуманно - личностно-ориентированного подхода к учащимся, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся. «Познай себя», «Найди свой путь», «Сделай себя сам» и др. В целях создания условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья, а также содействия сохранению здоровья всех участников образовательного процесса, в нашей школе организована Служба психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся. Роль социального педагога в консилиуме – это работа с семьей по формированию более доверительных отношений, организация режима, посещение учащихся на дому, коррекционная работа с трудными детьми . Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения с учащимися с ОВЗ необходима планомерная работа, в которой заложена информация по вопросам права, доступная для восприятия и понимания подростков. Для решения проблемы профилактики асоциального поведения в нашей школе, мною был разработан проект программы «Мой мир». Основными направлениями данного проекта являются: повышение мотивации несовершеннолетних к самопознанию, к самовоспитанию, коррекция агрессивности, обучение способам ориентирования в сложностях социальной жизни, поиска оптимальных решений в конфликтных ситуациях и воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство, освоение правовых знаний, обучение их тому, как воспринимать необходимость жить в рамках, предусмотренных законом, без ощущения ограничения свободы действий, как личную потребность, удобную для себя и для общества. Цель: позитивное развитие личности и профилактика отклоняющегося поведения у подростков, ознакомление с информацией по вопросам права, доступной для восприятия и понимания подростков, развитие коммуникативных навыков, достижение позитивных жизненных целей. Задачи: Сформировать адекватную самооценку, снизить потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющего поведения. Сформировать способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций. Помочь выработать позитивные жизненные цели и мотивации и их достижению. Повысить правовую грамотность и ответственность за свое поведение. Научить элементам расслабления. Методы и приемы работы: Беседа Наблюдение Опрос Тестирование Игровые методы: элементы социализирующих игр - деловые, ролевые, игры-драматизации. Проективные методы: ассоциативные(словесные ассоциации, персонификация, картинки и слова); методики на завершение задания (незаконченные предложения, незавершенные рисунки); конструирующие (модифицированный ТАТ, коллаж); экспрессивные (психорисунки) Анализ результатов деятельности.
Данный курс занятий предлагается для учащихся с ОВЗ, стоящих на учете ОПДН и ВШК (5-9классы) и рассчитан на 16 занятий, по одному занятию в неделю. На каждое занятие отводится 40 минут. Форма: групповая (по необходимости индивидуальная).
Особенности личности трудного подростка с ОВЗ Личность подростка с ОВЗ прежде всего характеризуется низким уровнем социализации, отражающим проблемы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в большинстве случаев являются неблагоприятные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Частные ссоры в семье, скандалы родителей, физическое наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические состояния: озлобление, страх, неудовлетворенность, враждебность, недоверие и т. д. Если антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, и психопатическими чертами личности, то такие подростки отличаются большой степенью внушаемости, некритичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер . Многие подростки с нарушением интеллекта характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы. Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются ранние половые связи. Снижение нравственных критериев в этой области. Половая распущенность нередко становятся причинами половых преступлений. Личность умственно отсталого подростка отличается низким уровнем правосознания, которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей перед обществом. Часто это люди с несложившейся моралью, не знающие, что можно, чего нельзя, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Ожидаемый результат У подростка должны быть сформированы навыки:
Самопознания: умение познавать свой внутренний мир, переживания, понимать себя и определенным образом относиться к самому себе; Самовоспитания: сознательно и целенаправленно работать над своей личностью по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств и устранению отрицательных, развитие самоконтроля; Навыки контроля своего поведения в разных стрессовых ситуациях, поиска конструктивных выходов из таких ситуаций, развитие толерантности; Правильно реагировать на конфликт, уметь воспринимать конфликты как естественное явление современной жизни, выходить из конфликтной ситуации с наименьшими потерями. Релаксации: умение расслабляться, снимать психологическое напряжение; Повышение уровня знаний подростка о правах и обязанностях, наказаниях несовершеннолетних согласно законам РФ.
Структура содержания проекта программы представлена 6-ю блоками.
Самопознание - изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности, познание самого себя. Самовоспитание – сознательная потребность в развитии своей личности, ее главных способностей, усовершенствование деятельности по утверждению своих сил и возможностей, высокий уровень развития воли. Коррекция агрессивности – исправление поведения, ориентированного на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы, оптимизация и поддержка процесса становления эго-идентичности. Конфликтология – формирование системы знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления конфликтом. Релаксация - обучение упражнениям, направленным на снятие психо – эмоционального напряжения методами нервно – мышечного и аутогенного расслабления. Правовой - формирование позитивного отношения к закону, праву, практической работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, знание подростками своих прав и обязанностей перед государством и обществом.
Список литературы
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ Составители: Л. С. Шпиленя, д. м. н., проф.; Ю. Д. Башкина, Н. А. Гусева, Т. Н. Жданова, Е. Л. Иванова, психологи Под научной редакцией Л. М. Шипицыной, д. б. н., проф. Изд-во "Образование-Культура", 2003. - 384 с. «Каждый должен выиграть» материалы спецкурса по разрешению конфликта. изд: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова,Н.Новгород,1995г. «Психологический тренинг с подростками» Л. Ф. Анн ООО «Питер Пресс», Санкт – Петербург, Петергофское шоссе,73. ,2007г. «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения» Г.И. Макартычева: СПб.: Речь, 2007 г.. «Сделай себя сам» под ред: Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Т. Левина народное образование, школьные технологии, Москва, 2006г. «Познай себя» под ред: Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Т. Левина народное образование, школьные технологии, Москва, 2006г. «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации» Министерство общего и профессионального образования РФ - М.: «Фирма «Вариант», 2003. - 240 с. «Методические рекомендации» по позитивному развитию личности и профилактике отклоняющегося поведения у подростков организация «Лайф скиллз интернешнл» г.Москва,1993г
Календарно – тематическое планирование занятий по профилактике асоциального поведения подростков Тема занятий Цель 1. Диагностика. Оценить аффективную сферу личность, в том числе и уровень агрессивного поведения ребенка, потребности личности. 2. «Каждый кто…» Формирование положительной самооценки учащихся и представления о своей уникальности и неповторимости; развитие положительного отношения к себе. 3. «Просьба». Обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее. Развитие умения определять психологические характеристики, свои и окружающих. Упрочнение уверенности в себе. 4. «Спор, драка ? Нет, рукопожатие!» Учиться воспринимать конфликт как естественное явление современной жизни: учиться совмещать разные точки зрения на одни и те же события, предметы, явления. 5. «Права и обязанности личности» Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. 6. «Административная ответственность несовершеннолетних» Правовое просвещение учащихся. 7. «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Правовое просвещение учащихся. 8. «Снова смотримся в зеркало» Обучение учащихся самонаблюдению, адекватному оцениванию себя и окружающих. 9. «Поведение: от самооценки к поступку» Обучение пониманию материальной ценности поступка, умению нести ответственность за свои поступки. 10. «Мусорное ведро» Развитие самооценки, самопонимания, избавление от негативных эмоций. 11. «Осторожно! Конфликт» Познакомить с основными сигналами конфликта, научить распознаванию их, как предупредительных знаков. 12. «Вырабатываем характер» Обучение адекватному оцениванию себя, стремлению понимать себя, ознакомление с понятием «характер» 13. «Копилка обид» Обучение избавлению от негативных переживаний, эмоций. Развитие эмоционально-волевой сферы. 14. «Кто Я?» Подтолкнуть учащегося к положительным мыслям о себе; дать возможность поделиться своими достижениями. 15. «Моё отражение» Формирование понимания учащимся качеств личности, адекватной самооценки, коррекция мышления внимания, на основе анализа и синтеза предложенных упражнений, воспитание положительного отношения к себе. 16. «Человек славен добрыми делами» Ознакомить с понятием «Добро», «Мораль».
У подростка должны быть сформированы навыки: Самопознания: умение познавать свой внутренний мир, переживания, понимать себя и определенным образом относиться к самому себе; Самовоспитания: сознательно и целенаправленно работать над своей личностью по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств и устранению отрицательных, развитие самоконтроля; Навыки контроля своего поведения в разных стрессовых ситуациях, поиска конструктивных выходов из таких ситуаций, развитие толерантности; Правильно реагировать на конфликт, уметь воспринимать конфликты как естественное явление современной жизни, выходить из конфликтной ситуации с наименьшими потерями. Релаксации: умение расслабляться, снимать психологическое напряжение; Повышение уровня знаний подростка о правах и обязанностях, наказаниях несовершеннолетних согласно законам РФ.
Структура содержания проекта программы представлена 6-ю блоками.
Самопознание - изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности, познание самого себя. Самовоспитание – сознательная потребность в развитии своей личности, ее главных способностей, усовершенствование деятельности по утверждению своих сил и возможностей, высокий уровень развития воли. Коррекция агрессивности – исправление поведения, ориентированного на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы, оптимизация и поддержка процесса становления эго-идентичности. Конфликтология – формирование системы знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления конфликтом. Релаксация - обучение упражнениям, направленым на снятие психо – эмоционального напряжения методами нервно – мышечного и аутогенного расслабления. Правовой - формирование позитивного отношения к закону, праву, знание подростками своих прав и обязанностей перед государством и обществом.
СОДЕРЖАНИЕ (16 ЧАСОВ) Тема занятий Цель 1. Диагностика. Оценить аффективную сферу личность, в том числе и уровень агрессивного поведения ребенка, потребности личности. 2. «Каждый кто…» Формирование положительной самооценки учащихся и представления о своей уникальности и неповторимости; развитие положительного отношения к себе. 3. «Просьба». Обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее. Развитие умения определять психологические характеристики, свои и окружающих. Упрочнение уверенности в себе. 4. «Спор, драка ? Нет, рукопожатие!» Учиться воспринимать конфликт как естественное явление современной жизни: учиться совмещать разные точки зрения на одни и те же события, предметы, явления. 5. «Права и обязанности личности» Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. 6. «Административная ответственность несовершеннолетних» Правовое просвещение учащихся. 7. «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Правовое просвещение учащихся. 8. «Снова смотримся в зеркало» Обучение учащихся самонаблюдению, адекватному оцениванию себя и окружающих. 9. «Поведение: от самооценки к поступку» Обучение пониманию материальной ценности поступка, умению нести ответственность за свои поступки. 10. «Мусорное ведро» Развитие самооценки, самопонимания, избавление от негативных эмоций. 11. «Осторожно! Конфликт» Познакомить с основными сигналами конфликта, научить распознаванию их, как предупредительных знаков. 12. «Вырабатываем характер» Обучение адекватному оцениванию себя, стремлению понимать себя, ознакомление с понятием «характер» 13. «Копилка обид» Обучение избавлению от негативных переживаний, эмоций. Развитие эмоционально-волевой сферы. 14. «Кто Я?» Подтолкнуть учащегося к положительным мыслям о себе; дать возможность поделиться своими достижениями. 15. «Моё отражение» Формирование понимания учащимся качеств личности, адекватной самооценки, коррекция мышления внимания, на основе анализа и синтеза предложенных упражнений, воспитание положительного отношения к себе. 16. «Человек славен добрыми делами» Ознакомить с понятием «Добро», «Мораль».
Уважаемая Мария Александровна! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и отклонена от участия во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" в связи с нарушением п. 7.1. Положения Конференции «Разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно индивидуальным участником Конференции или творческим коллективом. Фрагменты ресурсов из третьих источников (Интернет,CD-дисков и т.п.) могут являться элементами разработки с обязательным указанием первоисточника». Представленная Вами работа является копией работы Марфы Девятовой с сайта http://www.myshared.ru/slide/512979/ Приглашаем Вас принять участие в Конференции и других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета». С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]