Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 10:07

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ

Авторская программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» для слепых и слабовидящих учащихся 5-10 классов школы-интерната III-IV ви
Авторская программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» для слепых и слабовидящих учащихся 5-10 классов школы-интерната III-IV вида.
Автор: Бахарева Н.М., заведующая тифлокомпьютерным отделом, учитель информатики
Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей"
(сертификат областного экспертного совета Министерства Образования Нижегородской области, регистрационный № 170)

Многолетняя практика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей показала, что выпадение или серьезное нарушение функции зрения пагубным образом сказывается прежде всего в области информационного обмена с окружающим миром, и, следовательно, в области освоения навыков социального общения — коммуникации. Современные компьютерные технологии являются тем уникальным средством, которое способно обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром, т.к. предоставляют лицам с глубокими нарушениями зрения принципиально новые возможности самостоятельно получать, создавать и представлять в общепринятой форме информацию, что в конечном итоге означает приобщение к информационной культуре современного общества.
Именно поэтому с внедрением курсов по освоению компьютерных технологий в образовательный процесс специальной школы связываются перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, роста уровня достижений, расширения сфер будущей деятельности.

Однако освоение компьютерных технологий детьми с глубокими нарушениями зрения требует внедрения специальных методик, изменения содержания традиционных программ по информатике в области освоения практических навыков работы на ПК, что обусловлено необходимостью использования специальных средств доступа к экранной информации слепыми и слабовидящими пользователями, а также психолого-педагогическими особенностями обучения данной категории учащихся.
К специальным средствам доступа, которыми пользуется большинство частичнозрячих и незрячих пользователей в России и за рубежом, относятся программа речевого доступа к информации на экране Jaws for Windows и брайлевский дисплей. Слабовидящие пользователи в работе на ПК применяют специальные программные средства для увеличения и повышения контрастности изображения на экране. Как правило, для этих целей используются возможности тех операционных систем, в которых работают пользователи или специальные программы увеличения и речевого сопровождения изображения на экране. В ОС Windows используются мастер специальных возможностей, экранная лупа и настройки экрана. В качестве примера специальной программы увеличения и речевого сопровождения изображения на экране можно привести программу для слабовидящих Magic, которая предоставляет широкие возможности для цветовых настроек, увеличения экранного изображения, а также дублирует экранную информацию при помощи речи.
К психолого-педагогическим особенностям обучения детей с глубокими нарушениями зрения на уроках информатики и ИКТ относятся: необходимость формирования осознанного, логически обоснованного, алгоритмизированного использования КТ, что возможно только при условии знания теоретических основ данного предмета, предваряющих освоение практических навыков работы на ПК, т.е. теория всегда должна предварять практику. Особенностями обучения практическим навыкам работы на ПК данной категории детей являются также необходимость формирования целостных тифлоообразов (для незрячих) и зрительных образов (для слабовидящих) объектов графического интерфейса ОС и прикладных программ (в силу фрагментарности и последовательного характера зрительного восприятия экранной информации); формирование адекватного звукового восприятия объектов виртуального пространства; выработка навыков слепого десятипальцевого метода печати, принцип работы с клавиатуры (при минимальном использовании мыши), освоение набора клавиатурных команд, обеспечивающих работу со стандартными средствами управления объектами виртуального пространства; алгоритмизация процесса достижения цели работы или решения поставленной задачи; автоматизация навыков наиболее часто выполняемых операций; выбор индивидуального маршрута обучения в зависимости от зрительной патологии и личностного развития.
Так как современные курсы преподавания информатики и ИКТ, рекомендованные для общеобразовательных средних школ не учитывают данной специфики, то предлагаемая нами программа факультативного курса «Основы компьютерной грамотности» (ОКГ) направлена именно на решение данной проблемы.
Главной особенностью данной программы является обучение навыкам работы на компьютере при минимальной зрительной нагрузке для слабовидящих и использование программы речевого доступа Jaws for Windows, исключая работу зрительного анализатора, для незрячих пользователей.

Новизна программы состоит:
— в логике построения учебного материала для формирования устойчивых навыков по использованию специальных средств снижения или полного устранения зрительных нагрузок при работе на ПК, а также навыков работы в ОС Windows и пакете прикладных программ общего назначения с использованием программ специального назначения;
— в определенном планировании занятий в зависимости от возможностей учащихся и их медицинских показаний;
— в разработке и применении новых методов обучения и диагностики уровня достижений, а именно, проведения ежегодного конкурса машинописи среди учащихся 5-12 классов.
Значимость данной программы состоит в формировании информационной культуры учащихся с глубокими нарушениями зрения; в обеспечении сознательного освоения и применения в своей учебной, а затем профессиональной деятельности компьютерных технологий как специального, так и общего назначения; в развитии высших психических функций ребенка-инвалида по зрению (всех видов памяти, внимания, логического и алгоритмического мышления, воображения…). Освоение компьютера в рамках данного курса открывает посредством включения детей в различные виды деятельности (ориентировочную, учебную, игровую, общение и т.п.) дополнительные возможности для развития и коррекции таких сфер личности, которые особенно страдают при наличии зрительного дефекта: восприятия, представлений, долговременной памяти, внимания, логического мышления, ориентировки в микро- и макропространстве. Умение работать с ПК и общение через INTERNET способствуют формированию у детей самостоятельности, независимости, уверенности в своих силах, высокой самооценки, желания и способности занимать активную жизненную позицию.

Основной целью курса ОКГ является формирование навыков самостоятельного доступа к информации посредством ПК как средства развития, коррекции развития и реабилитации инвалидов по зрению.

Основными задачами курса ОКГ являются:
• обеспечить прочное овладение навыками десяти пальцевого метода печати на русской и (если изучается английский язык) английской раскладках;
• выработать навыки работы в программе речевого доступа к информации на экране ПК Jaws for Windows;
• освоить как на теоретическом, так и на практическом уровне работу в пакете прикладных программ общего назначения (Microsoft Office);
• привить учащимся навыки сознательного, рационального и безопасного использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
• обеспечить развитие высших психических функций ребенка-инвалида (всех видов памяти, внимания, логического и алгоритмического мышления, воображения…)

В основу содержательной части коррекционного курса ОКГ положена авторская программа коррекционного курса (для слепых и слабовидящих учащихся) «Основы компьютерной грамотности» Бахаревой Н.М., реализация которой требует применения специальных методик обучения, разработанных с учетом психолого-педагогических особенностей обучения детей с глубокими нарушениями зрения.
Учет специфики обучения детей с ГНЗ приводит к особенностям структуры и содержания курса ОКГ, по сравнению с традиционными курсами, а именно: в программу включены такие разделы, как:
1) курс машинописи;
2) изучение программ Jaws for Windows и Magic;
3) изучение клавиатурных команд и управляющих клавиш;
4) профессиональное освоение работы в среде текстового процессора Word;
5) методические рекомендации (алгоритмы деятельности) для организации поиска в Интернете, для подготовки доклада (с презентацией и без); для подготовки и оформления рефератов; для написания резюме при поиске работы и т.д.

В основе программы ОКГ лежат следующие принципы:
Принцип минимальной (или полностью отсутствующей) зрительной нагрузки, принцип работы с клавиатуры, линейно-концентрированный принцип, принцип изучения материала от простого к сложному с постоянным повышением требований к уровню овладения навыками пользователя ПК, принцип постоянной коррекции учащихся (психической, коммуникативной, зрительной, мелкой моторики руки и т.п.), принцип адаптивности: приспособление компьютера и методов его изучения к индивидуальным особенностям ребенка; принцип практикоориентированности полученных знаний.
Как уже отмечалось выше, особенностью данной программы, во многом определившей её структуру и содержание, является принцип работы на компьютере при минимальной зрительной нагрузке для слабовидящих и использование программы речевого доступа Jaws for Windows, исключая работу зрительного анализатора, для незрячих пользователей. Для этого будущий пользователь должен овладеть слепым методом набора текстовой информации и команд на клавиатуре, уметь находить не глядя управляющие клавиши, научиться узнавать стандартные сообщения и программы по значкам и внешней конфигурации изображения на экране (для слабовидящих) или по звуковому сопровождению (для незрячих), хорошо освоить работу операционной среды компьютера, в которой ему предстоит работать, для предсказания последовательности действий. Профессионально освоить работу в современном текстовом редакторе (например, Microsoft Word) с использованием специальной программы Jaws. Для облегчения работы слабовидящих и частичнозрячих освоить и приобрести навык использования при работе специальных возможностей среды Windows (мастер специальных возможностей, экранную лупу), следуя методическим рекомендациям, найти нужную информацию в Интернете, грамотно подготовить доклад, подготовить презентацию и выступление, написать и оформить реферат.
Линейно-концентрированный принцип курса “Основы компьютерной грамотности” состоит в том, что одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием требований к уровню усвоения материала. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала на более высоком уровне, что соответствует особенностям характера усвоения учебного материала детьми с глубокими нарушениями зрения. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга и, наконец, применение полученных знаний в самостоятельной учебно-познавательной деятельности. При этом возможность использования КТ в учебной деятельности для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
Структура программы.
Программа состоит из двух частей: курс по ОКГ для незрячих учащихся и курс по ОКГ для слабовидящих учащихся. Каждый курс состоит из теоретических занятий, которые дадут основные теоретические знания по ОКГ, а также практических занятий. Обучение по каждому курсу осуществляется в два этапа.
На 1-ом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с ПК, формируются первые базовые понятия информатики, представления и образы виртуального пространства ПК (файловая структура, рабочая среда ОС и т.д.) и способов ориентировки в нем. Особое внимание на этом этапе уделяется изучению темы «Компьютерная машинопись». Задачи преподавания компьютерной машинописи - сформировать у учащихся прочные навыки работы на стандартной клавиатуре, научить свободно вводить текстовую информацию, привить интерес к работе на компьютере. В основу программы по компьютерной машинописи положен материал по обучению работе на пишущей машине с учетом особенностей работы на компьютерной клавиатуре. Клавиатура изучается по вертикально-горизонтальной схеме с использованием криптограммы, где действует принцип распределения клавиатуры на зоны действия пальцев. Отметим, что освоение десятипальцевого метода печати на протяжении одного или двух лет требует от ребенка большого упорства и зачастую становится скучным занятием, что значительно снижает его интерес к работе на ПК. Чтобы повысить мотивацию учащихся, а также обеспечить коррекционно-развивающую направленность курса, нами уже на протяжении нескольких лет для всех возрастных категорий обучающихся (5-12 классов) проводится общешкольный конкурс машинописи, а также на каждом уроке устраивается своеобразное соревнование между ребятами: кто больше наберет слов, кто более грамотный, кто знает значение набираемых слов. В результате в курсе «Основы компьютерной грамотности» появился «сквозной раздел» «Подготовка к конкурсу машинописи», в котором учащиеся в течение полутора-двух месяцев учатся набирать словарные слова из курса русского языка соответствующего года обучения. При этом вначале с целью преодоления вербализма представлений и понятий слепых и слабовидящих, а также для повышения уровня грамотности учащихся проводится разбор слов и понятий, которые они обозначают, а затем проводится отработка их написания. В результате дети начинают больше внимания уделять смыслу набираемого ими текста, грамотному написанию слов, кроме того, при правильном наборе слова десять и более раз происходит запоминание словарных слов и их значения. Учителя русского языка готовят для этого конкурса материалы для отработки, а затем проверяют результаты усвоения на своих уроках во время диктантов.
Необходимо также отметить, что освоение десятипальцевого слепого метода печати является кинезиологическим методом, позволяющим активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
В результате прохождения первого этапа программы учащийся должен овладеть слепым методом набора текстовой информации и команд на клавиатуре, уметь находить не глядя управляющие клавиши, научиться узнавать стандартные сообщения и программы по значкам и внешней конфигурации изображения на экране (для слабовидящих) или «на слух» (для незрячих), освоить работу операционной среды компьютера, для предсказания и умения объяснить последовательность действий. Для незрячих учащихся на этом этапе первостепенное значение имеет формирование целостных тифлоообразов объектов виртуального экранного пространства, а также приобретение прочных навыков доступа к ним «на слух» с помощью программы речевого доступа Jaws for Windows и клавиатуры.
В плане организации процесса обучения слабовидящих и частичнозрячих детей важное значение на этом этапе имеет правильный подбор настроек экрана и соблюдение режима зрительных нагрузок. Настройки подбираются индивидуально для каждого ребенка на основе рекомендаций врача-офтальмолога и особенностей зрительного восприятия учащегося (остроты зрения, поля зрения, типа глазного заболевания).
Целью второго этапа программы является привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Задачами второго этапа курса «Основы компьютерной грамотности», адаптированного для незрячих пользователей, является дальнейшая отработка навыков работы на стандартной клавиатуре, умения свободно вводить текстовую информацию на русском языке, работая в текстовом процессоре Microsoft Word с использованием программы речевого доступа Jaws for Windows, формирование представления о приемах работы в программе электронной таблицы Microsoft Excel, приобретение навыков работы с информационными ресурсами Интернет, чтение плоскопечатного текста с использованием программы FineReader (сканирование-распознавание текстов), овладение навыками настройки своего рабочего места.
В процессе обучения используются специальные наглядные пособия для освоения, закрепления и проверки знаний.
Задачами второго этапа курса «Основы компьютерной грамотности», адаптированного для слабовидящих пользователей, также является отработка навыков работы на стандартной клавиатуре, профессиональное освоение работы в современном текстовом процессоре Microsoft Word, использование наиболее распространенных прикладных программ – графического редактора Paint, программ Блокнот, Wordpad, Калькулятор, электронной таблицы MS Excel, программы подготовки электронных презентаций MS PowerPoint, формирование навыков работы в сети Интернет, овладение навыками настройки экрана в соответствии с особенностями своего зрительного восприятия, доведение до автоматизма мероприятий по охране зрения и способов уменьшения зрительных нагрузок.
Организация учебного процесса.
Программа курса «ОКГ» разработана для обучающихся 5-10 классов специальной коррекционной школы и рассчитана на 1 час в неделю за сеткой часов.
Программа предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
— урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
— самостоятельная творческая деятельность, в ходе которой учащиеся (дома или в школьном компьютерном центре) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения или для своих личных целей.
Кроме того, при реализации данной программы учителем используются помимо традиционных такие приемы работы, как:
1. Работа с рельефно-графическими и плоско-печатными пособиями, на которых представлены объекты рабочей среды ОС Windows и программ-приложений.
2. Индивидуальный подбор настроек экрана в зависимости от особенностей зрительного восприятия учащегося (остроты зрения, поля зрения, типа глазного заболевания); обучение каждого учащегося умению в любой обстановке настроить экран в соответствии со своим заболеванием.
3. Проведение индивидуальных занятий на первых этапах знакомства с объектами «виртуального пространства» экрана.
4. Специальное обучение ориентировке в «виртуальном экранном пространстве».
Поясним этот пункт. Дело в том, что в связи с большими сложностями восприятия экранной информации, ориентированной прежде всего на зрячих пользователей, при обучении слепых и слабовидящих детей необходимо рассказать какие объекты или сочетания объектов могут служить ориентирами. При этом необходимо учитывать зрительное восприятие каждого обучающегося. Например, если учащийся может работать при очень большом увеличении изображения, значит необходимо объяснить ему, что он может одновременно рассмотреть лишь малую область окна, научить его пользоваться способами просмотра всего поля. Причем первое занятие должно быть посвящено подробному знакомству с каждым элементом экрана. А в дальнейшем слабовидящий ребенок должен научиться узнавать изученные объекты по их фрагментам, цвету, форме и другим признакам. Последнее достигается в результате выработки устойчивых ассоциативных связей и автоматического навыка работы с мышью и клавиатурой. Отметим, что по мере усвоения методов работы за компьютером и выработки навыков работы скорость работы слабовидящего не будет отличаться от полноценно зрячего пользователя, а по качеству может превышать.
Незрячие пользователи после изучения рельефных планов должны научиться «слышать» ориентиры благодаря использованию программы речевого доступа Jaws for Windows при перемещении курсоров с помощью клавиатуры.
При поиске файлов или сохранении документов учитель должен объяснить поэлементно все «шаги» – действия, составляющие «маршрута» в виртуальном пространстве. Обучающиеся прежде, чем начать выполнять этот маршрут, должны детально описать все свои действия, объясняя, какие объекты и почему они использовали в качестве ориентиров.
При этом у учащихся формируется особый тип мышления — теоретический, которому присущи такие умственные действия, как целеполагание, планирование, рефлексия, оценка, контроль.
5. Организация самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся по использованию и закреплению полученных навыков работы на ПК (написание рефератов по различным предметам, выполнение заданий по оформлению школьных кабинетов, стенгазет, подготовке к различным праздникам, переписка по электронной почте, поиск информации в Интернете…).
6. Доведение до автоматизма основных навыков работы на ПК путем выполнения на каждом занятии разминки – отработку словарных слов, повторения пройденного материала (набора фрагмента текста, сохранения и открытия документа, настройки экрана, выполнения поиска информации на ПК и в Интернете и т.п.).
7. Формирование из наиболее успешных учащихся группы помощников – тренеров, которые в ходе проведения занятия помогают остальным учащимся выполнять задания учителя. Дело в том, что каждый ребенок-инвалид по зрению нуждается в индивидуальной помощи, и если учитель работает один, то это существенно снижает темп работы на занятии. Формирование команды помощников осуществляется путем обучения одаренных учащихся на дополнительных интенсивных занятиях.
Примечание к учебному плану занятий по ОКГ.
Оптимальное число учащихся в классе по офтальмо-гигиеническим нормам и с учетом специфики обучения соответствует:
— в группах незрячих, частичнозрячих и слабовидящих пользователей, использующих речевой доступ к информации — не более 4-х человек;
— в группах слабовидящих пользователей, если речевой доступ к информации не используется — не более 8-и человек.

Литература:
• Авторская программа по информатике для 5 – 6, 7 – 9 классов. Авторы программы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. (Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: Лаборатория знаний, 2013.)
• Информатика: учебники для 5-9 классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.— М.: Лаборатория знаний, 2013.
• Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). — СПб.: Питер, 2008. – 128 с.: ил.
• Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой — СПб.: Питер, 2008. — 300 с.: ил.
• Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой — СПб.: Питер, 2009. — 430 с.: ил.
• Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий. / Под ред. проф.Н.В. Макаровой — СПб.: Питер, 2009. — 206 с.: ил.
• Н.В. Макарова, Г.С.Николайчук, Ю.Ф.Титова. Компьютерное делопроизводство. — СПб.: Питер, 2009. (элективный курс)
• Е.Л. Созонович. Учебная программа по компьютерной машинописи.— М., 1995 г.
• В.В. Шахиджанян. « Соло на пишущей машинке». СП, «Вся Москва», 1992г.
• Бахарева Н.М. «Нетрадиционные модели обучения информатики и основам компьютерной грамотности детей с глубокими нарушениями зрения в условиях школы-интерната» //Сборник научных трудов «Современные тенденции в развитии комплексной помощи лицам с отклонениями в развитии», Н.Новгород, НГПУ, выпуск 3; 2008 г.
• Бахарева Н.М.«Проблемы внедрения курса информатики и основ компьютерной грамотности в учебно-воспитательном процессе школы-интерната для детей с глубокими нарушениями зрения» //Сборник научных трудов «Современные тенденции в развитии комплексной помощи лицам с отклонениями в развитии», Н.Новгород, НГПУ, выпуск 4; 2009 г.
• Бахарева Н.М. Тезисы доклада «Особенности обучения детей с глубокими нарушениями зрения информатике в условиях школы-интерната». Сборник тезисов доклада Всероссийского съезда учителей информатики. – М.: Издательство МГУ, 2011.
• Бахарева Н.М. «Специфика обучения детей с глубокими нарушениями зрения информатике и ИКТ в условиях школы-интерната» // Сборник «Состояние и перспективы развития общеобразовательного курса информатики». — М.: Издательство УРАО «Институт содержания и методов обучения», 2011.- 92 с.
Категория: Программы, обеспечивающие функционирование системы образования обучающихся с ОВЗ | Добавил: namiba (12.07.2017) | Автор: Бахарева Наталия Михайловна E
Просмотров: 1638 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 OlgaSokolova  
0
Уважаемая, Наталия Михайловна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущенак участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционноеобразование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской
научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт,
возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогикиобразовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты
его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, Соколова Ольга Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024