Модель тьюторского сопровождения детей с нарушением слуха в учреждение дополнительного образования
Модель тьюторского сопровождения детей с нарушением слуха в учреждение дополнительного образования
Данилова Л.В., воспитатель высшей категории
Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175. Программа определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам, с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях. Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599). Дополнительное образование играет большую роль в преодолении неравенства доступа к качественному образованию, так как вопросы развития дополнительного образования непосредственно связаны с реализацией политики государства в области защиты прав и интересов детей, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей. Сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течение всей жизни, фактически готовит детей к выстраиванию успешных индивидуальных траекторий, позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека, способствуя повышению конкурентоспособности страны. Кроме того, дополнительное образование детей выполняет на сегодняшний день функцию «социального лифта» для значительной части детей, предоставляя альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Существуют три модели включения детей с ОВЗ: − модель интеграции, опирающаяся на концепцию нормализации; − модель инклюзии, основанную на социальной модели инвалидности; −культурологический подход к включению детей с ОВЗ, опирающийся на концепцию реабилитации детей с ОВЗ творческими видами социокультурной деятельности. Модель интеграции ориентирована на включение ребенка с ОВЗ в обычные рабочие программы по предметам художественной школы наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья, посредством создания специальных образовательных условий для включаемого ребенка исходя из его особенностей. Ставится задача создания условий для приспособления ребенка с особенностями здоровья к нормальной, стандартной образовательной среде на основе индивидуальной помощи. Использование совместных усилий педагога УДО и тьютора коррекционной школы – наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей с ОВЗ. Остается и необходимость родительского участия и сотрудничества в реализации индвидуального образовательного маршрута ребенка, то есть его разработке совместно с тьютором.
Цель тьторского сопровождения: создание условий для приспособления ребенка с особенностями здоровья к нормальной, стандартной образовательной среде на основе
Предмет тьюторского сопровождения: - готовность к самообразованию; - готовность к решению проблем; - готовность к использованию информационных ресурсов; - готовность к социальному взаимодействию; - готовность к социально - профессиональному самоопределению; - коммуникативная и социальная компетентность. индивидуальной помощи.
Ресурсная схема общего тьюторского действия для интеграции детей в УДО
1. Работа с социальным партнером « Детская художественная школа» города совместно с родителями.
Посещение худ. школы, выбор отделения детьми с ОВЗ по своим достижениям, знакомство с расположением кабинетов, доской объявлений, расписанием и т.д.
2. Сотрудничество с педагогом – предметником («Живопись», «Рисунок», «Композиция»).
Знакомство с педагогом (Памятка о людях с нарушением слуха) (Приложение 1). Знакомство детей с нарушением слуха с педагогом. Принятие правил поведения во время занятий. Беседа тьютора с будущими одноклассниками детей с ОВЗ. Беседа «Как общаться с особыми детьми». Анкетирование (Приложение 2).
3. Работа с тьюторантом по формированию личностных качеств
Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Оформляется портфолио достижений. Совместно с обучающимися распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей.
Ожидаемые результаты.
1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности). 2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы. 3. Социализация, успешность (в публичных выступлениях, защита портфолио, конкурсах, олимпиадах и т.п.). 4. Развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности; 5. Создание условий для презентации, анализа достижений учащихся (формирование портфолио).
Практика тьюторского сопровождения дает хорошие результаты и помогает ребенку, даже не самому успешному в учебе в школе, добиваться хороших результатов в системе дополнительного образования и в дальнейшем быть успешным и востребованным в жизни. А самое главное, тьюторское сопровождение помогает воспитанникам преодолевать трудности, делает их более самостоятельными, учит их мыслить и думать. Тьютор должен помочь ребенку определиться с целью и вести его к этой цели, попутно советуя и помогая, если это нужно, решать какие-либо сложные задачи. Таким образом, взаимные усилия и взаимное желание тьютора и ребенка неизбежно приведут к положительным результатам.
В случае продолжения инклюзивной практики в Детской художественной школе, установлении официального социального партнерства по договору с обязательствами обеих сторон, конечно, потребуется серьезная методическая поддержка — анализ и адаптация образовательных программ, создание дидактических материалов, разработка индивидуального образовательного плана (индивидуальной программы развития) и его реализация, те же тьюторы сопровождения. Если все это произойдет, то на очереди может быть Краевое училище дизайна в г. Пятигорске.
Литература
1. Ковалева Т.М. - Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005. 2. «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ». Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, cпециалистов образовательных учреждений, Алещенко С. В. ,«Центр ПМСС»
Уважаемая Людмила Владимировна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]