Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 00:09

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Конспекты мероприятий, проводимых со взрослыми по вопросам коррекционной педагогики

"Мир в котором мы живём..."
Кислова Людмила Геннадьевна – учитель математики ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат.
«Мир, в котором мы живём…».
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)

Не найти времени прекрасней, чем занятия с детьми. Один человек, проработавший долгое время репортёром и литературным редактором, позвонил однажды в Комитет по образованию и, рассказав о своём многолетнем опыте в газетном бизнесе, сказал, что хотел бы участвовать в разработке местной программы по искоренению безграмотности. Последовала длинная пауза. Затем на другом конце провода кто – то ответил:
- Замечательно. Скажите, вы хотели бы учить или учиться?
Так руководитель объяснил потенциальному сотруднику, что иметь опыт учить и учиться, и познавать Путь – абсолютно разные вещи.

Уважаемые коллеги прошу в конце выступления ответить на вопрос: «Что же является единственной настоящей роскошью…?»
Как же построить урок, спланировать внеурочную деятельность по предмету, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Требования к современному уроку по ФГОС:
• Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
• В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
• Осуществляется практический, системно-деятельностный подход.
• Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
• Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Уроки расчётно-экспериментальных работ (РЭР) – это уроки нового типа позволяют интегрировать знания учеников по всем предметам. Главная ценность уроков РЭР как уроков творчества, созидания, исследования и эксперимента – их максимальное приближение к практическому применению математических знаний к повседневной жизни в условиях развивающихся рыночных отношений. Форма их проведения разнообразна. Отличительной их чертой является предварительная, самостоятельная, поисковая работа ребят и обязательная отчётность о проделанной работе. Тематику уроков РЭР удобнее подразделять на серии: «Семейная математика», «Математика и музыка», «Конструкторское бюро», «Малый бизнес», «ЗОЖ» и т. д. для каждой, из которых учитель составляет задачи и разрабатывает задания в соответствии с изучением разделов математики, возрастом обучающихся, формой проведения и формой контроля. В работе с детьми при проведении уроков применяю разнообразные методы и приёмы организации учебно - развивающей деятельности. Особенно эффективными на практике оказались активные методы обучения, это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. К ним относится ТРИЗ, «Эйдетика»

Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ – приём: это эффективный и развивающий, побуждающий к активной мыслительной деятельности, развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, мышления: теория решения изобретательных задач. Этот приём прост и приучает детей мыслить, выходя за рамки стереотипов, мышление становиться гибким, нестандартным, развивается воображение.
В своей работе использую методы активизации творческого мышления:
• метод проб и ошибок;
• мышление по аналогии;
• мышление по ассоциации; задачи и их решения;
• метод контрольных вопросов;
• экзамен наоборот «данетка»;
• ускорение – замедление;
• машина времени;
• морфологический анализ;
• бездонный ящик идей.
Морфологический анализ.
Морфологический анализ (от греч. форма + …логия) имеет своего автора и год рождения: швейцарский астроном Ф. Цвики, 1942 г. Термин «морфология» ввел Иоганн Гете в 1796 г.
Предлагаю сделать морфологический анализ, чайника (работа в группах).
Последовательность работы по приему:
• Выбрать объект (в данном случае чайник).
• Заполнить первую сторону таблицы – «части» (в данном случае основа, крышка, носик, подставка)
• Заполнить правую часть таблицы – «варианты частей».
• Создать новые объекты комбинаций различных вариантов.
Таблица морфологического анализа: «Чайник» - теоретики.

Части 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
Основа
Крышка
Ручка
Носик
Подставка

После заполнения таблицы, я предлагаю нарисовать чайники, комбинируя произвольно части– художники.
Оценку этих вариантов исполнения чайников предлагаю сделать с помощью приема «Думательные шляпы» - эксперты.
• Желтая шляпа – информация об изделии, модели, картине и т.д.
• Фиолетовая – недостатки в работе.
• Зеленая – что новое и интересное можно увидеть в этой работе.
• Красная – оценка, вывод какие чувства, эмоции вызывает эта модель, изделие, картина.

При использовании приёма «Думательные шляпы» на занятиях происходит обсуждение работы и развитие творческого мышления. Затем ребятам предлагаю выполнить задание для исследования: «Какой геометрической формы должен быть чайник, чтобы вода в нём остывала как можно дольше (изменяя форму чайника, объём и материал, из которого он изготовлен, не менять)?».
Цель исследования – убедиться в практической значимости математики.
Как проводили исследование:
• Выясняем сущность ключевых слов;
• Формулируем гипотезу «Чем меньше площадь полной поверхности чайника, тем дольше остывает в нём вода»;
• Изучаем формулы, с помощью калькулятора вычисляем площадь полной поверхности чайников одинакового объёма, сформулировали вывод, проверили в реальности. Теоретики проверяют выдвинутую гипотезу, наглядно (измеряют температуру воды в чайниках с помощью термометра через определённый промежуток времени).
В наш высокотехнологичный век получить информацию не составляет труда. А как легко и быстро запомнить её, вот это вопрос, чтобы не получилось, как в известной истории: «Я написал сто раз слово шёл и «ушол» домой».

Система «эйдетики» - память без границ. «Эйдес» в переводе с греческого - «образ». Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать, что с трудностью опять-таки даётся детям с ограниченными возможностями здоровья. Способность мыслить образами изначально было присуще человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры. Таким образом, в основу технологии развития памяти и других психических процессов, мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.

Мнемотехника – искусство запоминать. Метод: «Ассоциативные зацепки» (например, отработка понятия числитель и знаменатель дроби). Приёмы: «Плюс. Минус. Интересно». Выполните умножение 15*11:
а) (200-185)*(121:11) = 15*11 =165 -минус
б)(15+0) *(111-100) =15*11=165 - плюс
в)15*11 = 1(1+5)5 = 165 – интересно.
«Символическое видение»: при проговаривании слова числитель голосовые связки напрягаются (поэтому пишется над чертой), при слове знаменатель расслабляются (под чертой). При изучении темы «Обыкновенные дроби», понятия: числитель и знаменатель. Разыгрывается ситуация «Мы поехали отдыхать в Таиланд». Ассоциация - голос: черта – деление – граница между государствами, знаменатель – Таиланд, числитель – Россия (можно напеть слова из любой песни о доме). Этот метод плавно переходит в цепной метод.
Цепной метод: строится на цепных ассоциативных связях. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру. Предлагаю использовать метод Эйдетотехники «Графические импровизации» (подсказки, пиктограммы – логические сокращения: символы, смайлики, стрелочки, рисунки, опорно-буквенные знаки).
Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация, разучивание таблицы умножения в стихотворной форме.
Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Пример: моделирование с помощью цифр, геометрических фигур предмета.
• Единица - это сказочный деревянный мальчик Буратино, весёлый выдумщик. Вот он вытянул длинный любопытный нос и стал разглядывать вокруг: чтобы такое сделать?
• Двойка напоминает нам лебедя, который плывёт по морю.
• Тройка похожа на перевёрнутые очки. Они стали на одну дужку, потому что очень любопытные и хотят всё - всё увидеть и т. д..
Основные темы по развитию познавательных процессов с элементами Эйдетики:
• «Запоминание телефонов».
• «Запоминание истерических дат».
• «Запоминание фамилий и имён».
• «Запоминание цифровой информации».
• «Запоминание текстовой информации».
• «Техника запоминания стихотворений. Художественных текстов».
Кант очень мудро заметил когда – то: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звёзды». Так давайте же поможем в нашей рутинной, кропотливой работе всегда видеть звёзды и облака. На уроках создадим ситуацию успеха, научим детей относиться к неудачам в обучении с юмором, больше их хвалите, дарите им улыбку, ведь порой в ней они нуждаются больше чем в словах. И ответьте на мой вопрос, заданный в начале выступления?
«Единственная настоящая роскошь–
роскошь человеческого общения».
Антуант де. Сент-Экзюпери.

Список используемой литературы.
1. К. Аверина, Н. Сосновская «Мнемотаблицы»
2. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология памяти: Хрестоматия.
3. Л. Гомола «Эйдетика – искусство запоминать, или все дети – отличники!»
4. Зиньковская С.М. Креативное мышление у детей. – Статья.
5. М.А. Зяблицева «Секреты суперпамяти» – М.: «Эксмо», 2009.
6. Иванов М. М. Техника эффективного запоминания. – М.: Менатеп-информ, 1992.
7. Лезер Франц. Тренировка памяти. – М.: Эйдос, 1995.
8. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Эйдос, 1996.
9. И. Матюгин «Развитие памяти. Методы эйдетики» – М.: РИПОЛ классик, 2009.
10. И. Матюгин «Развитие памяти и внимания» – М.: РИПОЛ классик, 2009.
11. Матюгин И. Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1996.
12. Матюгин И. Ю. Эффективная память. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
13. Норбеков Мирзакарим. Опыт дурака. – СПб.: ВЕСЬ, 2002.
14.Заряна и Нина Некрасовы. Особенности детской памяти. – Статья.
15. Слоущ Н. Д-Мнемотехника или искусство укреплять память. – Одесса, 1893.
16. Иванов И.И. Новые педагогические технологии / И.И.Иванов, П.П. Петров, Сидоров С.С. – М. Педагогика, 2001
Категория: Конспекты мероприятий, проводимых со взрослыми по вопросам коррекционной педагогики | Добавил: simferopol2017 (10.05.2017) | Автор: Кислова Людмила Геннадьевна E
Просмотров: 1010 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
Здравствуйте, Людмила Геннадьевна!
Просим Вас заполнить Согласие на обработку персональных данных, т.к. Ваша работа загружена коллегой.
Форму Согласия можно найти на странице мероприятия в разделе  СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ СОАВТОРОВ
ВАЖНО! Без согласия на обработку и использование персональных данных материалы не рассматриваются (в случае наличия соавторов или  загрузки материала другим лицом).
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

2 simferopol2017  
Добрый день, Екатерина. Когда можно будет увидеть свою работу в таблице допуска?

Людмила Геннадьевна, работа будет проверена после получения согласия на обработку персональных данных. Согласие необходимо, т.к. работа загружена не Вами (в Профиле не Ваши данные).
Сенникова Е.Н.

4 simferopol2017  
15 мая подтверждение о том, что согласие на подтверждение персональных данных Кисловой Людмилы Геннадьевны Вами получены. ответ пришел от Бобрешовой Светланы Владимировны. Может продублировать отправку?

5 simferopol2017  
Добрый день! Екатерина Николаевна, работа Кисловой Л.Г. "Мир в котором мы живем...", допущена или нет?

Уважаемая Людмила Геннадьевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Просим прощения за задержку с допуском работы.
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024