Кислова Людмила Геннадьевна – учитель математики ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат. «Мир, в котором мы живём…». Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня и я пойму. (Древняя китайская мудрость)
Не найти времени прекрасней, чем занятия с детьми. Один человек, проработавший долгое время репортёром и литературным редактором, позвонил однажды в Комитет по образованию и, рассказав о своём многолетнем опыте в газетном бизнесе, сказал, что хотел бы участвовать в разработке местной программы по искоренению безграмотности. Последовала длинная пауза. Затем на другом конце провода кто – то ответил: - Замечательно. Скажите, вы хотели бы учить или учиться? Так руководитель объяснил потенциальному сотруднику, что иметь опыт учить и учиться, и познавать Путь – абсолютно разные вещи.
Уважаемые коллеги прошу в конце выступления ответить на вопрос: «Что же является единственной настоящей роскошью…?» Как же построить урок, спланировать внеурочную деятельность по предмету, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Требования к современному уроку по ФГОС: • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя. • Осуществляется практический, системно-деятельностный подход. • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Уроки расчётно-экспериментальных работ (РЭР) – это уроки нового типа позволяют интегрировать знания учеников по всем предметам. Главная ценность уроков РЭР как уроков творчества, созидания, исследования и эксперимента – их максимальное приближение к практическому применению математических знаний к повседневной жизни в условиях развивающихся рыночных отношений. Форма их проведения разнообразна. Отличительной их чертой является предварительная, самостоятельная, поисковая работа ребят и обязательная отчётность о проделанной работе. Тематику уроков РЭР удобнее подразделять на серии: «Семейная математика», «Математика и музыка», «Конструкторское бюро», «Малый бизнес», «ЗОЖ» и т. д. для каждой, из которых учитель составляет задачи и разрабатывает задания в соответствии с изучением разделов математики, возрастом обучающихся, формой проведения и формой контроля. В работе с детьми при проведении уроков применяю разнообразные методы и приёмы организации учебно - развивающей деятельности. Особенно эффективными на практике оказались активные методы обучения, это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. К ним относится ТРИЗ, «Эйдетика»
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ – приём: это эффективный и развивающий, побуждающий к активной мыслительной деятельности, развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, мышления: теория решения изобретательных задач. Этот приём прост и приучает детей мыслить, выходя за рамки стереотипов, мышление становиться гибким, нестандартным, развивается воображение. В своей работе использую методы активизации творческого мышления: • метод проб и ошибок; • мышление по аналогии; • мышление по ассоциации; задачи и их решения; • метод контрольных вопросов; • экзамен наоборот «данетка»; • ускорение – замедление; • машина времени; • морфологический анализ; • бездонный ящик идей. Морфологический анализ. Морфологический анализ (от греч. форма + …логия) имеет своего автора и год рождения: швейцарский астроном Ф. Цвики, 1942 г. Термин «морфология» ввел Иоганн Гете в 1796 г. Предлагаю сделать морфологический анализ, чайника (работа в группах). Последовательность работы по приему: • Выбрать объект (в данном случае чайник). • Заполнить первую сторону таблицы – «части» (в данном случае основа, крышка, носик, подставка) • Заполнить правую часть таблицы – «варианты частей». • Создать новые объекты комбинаций различных вариантов. Таблица морфологического анализа: «Чайник» - теоретики.
Части 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант Основа Крышка Ручка Носик Подставка
После заполнения таблицы, я предлагаю нарисовать чайники, комбинируя произвольно части– художники. Оценку этих вариантов исполнения чайников предлагаю сделать с помощью приема «Думательные шляпы» - эксперты. • Желтая шляпа – информация об изделии, модели, картине и т.д. • Фиолетовая – недостатки в работе. • Зеленая – что новое и интересное можно увидеть в этой работе. • Красная – оценка, вывод какие чувства, эмоции вызывает эта модель, изделие, картина.
При использовании приёма «Думательные шляпы» на занятиях происходит обсуждение работы и развитие творческого мышления. Затем ребятам предлагаю выполнить задание для исследования: «Какой геометрической формы должен быть чайник, чтобы вода в нём остывала как можно дольше (изменяя форму чайника, объём и материал, из которого он изготовлен, не менять)?». Цель исследования – убедиться в практической значимости математики. Как проводили исследование: • Выясняем сущность ключевых слов; • Формулируем гипотезу «Чем меньше площадь полной поверхности чайника, тем дольше остывает в нём вода»; • Изучаем формулы, с помощью калькулятора вычисляем площадь полной поверхности чайников одинакового объёма, сформулировали вывод, проверили в реальности. Теоретики проверяют выдвинутую гипотезу, наглядно (измеряют температуру воды в чайниках с помощью термометра через определённый промежуток времени). В наш высокотехнологичный век получить информацию не составляет труда. А как легко и быстро запомнить её, вот это вопрос, чтобы не получилось, как в известной истории: «Я написал сто раз слово шёл и «ушол» домой».
Система «эйдетики» - память без границ. «Эйдес» в переводе с греческого - «образ». Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать, что с трудностью опять-таки даётся детям с ограниченными возможностями здоровья. Способность мыслить образами изначально было присуще человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры. Таким образом, в основу технологии развития памяти и других психических процессов, мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.
Мнемотехника – искусство запоминать. Метод: «Ассоциативные зацепки» (например, отработка понятия числитель и знаменатель дроби). Приёмы: «Плюс. Минус. Интересно». Выполните умножение 15*11: а) (200-185)*(121:11) = 15*11 =165 -минус б)(15+0) *(111-100) =15*11=165 - плюс в)15*11 = 1(1+5)5 = 165 – интересно. «Символическое видение»: при проговаривании слова числитель голосовые связки напрягаются (поэтому пишется над чертой), при слове знаменатель расслабляются (под чертой). При изучении темы «Обыкновенные дроби», понятия: числитель и знаменатель. Разыгрывается ситуация «Мы поехали отдыхать в Таиланд». Ассоциация - голос: черта – деление – граница между государствами, знаменатель – Таиланд, числитель – Россия (можно напеть слова из любой песни о доме). Этот метод плавно переходит в цепной метод. Цепной метод: строится на цепных ассоциативных связях. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру. Предлагаю использовать метод Эйдетотехники «Графические импровизации» (подсказки, пиктограммы – логические сокращения: символы, смайлики, стрелочки, рисунки, опорно-буквенные знаки). Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация, разучивание таблицы умножения в стихотворной форме. Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Пример: моделирование с помощью цифр, геометрических фигур предмета. • Единица - это сказочный деревянный мальчик Буратино, весёлый выдумщик. Вот он вытянул длинный любопытный нос и стал разглядывать вокруг: чтобы такое сделать? • Двойка напоминает нам лебедя, который плывёт по морю. • Тройка похожа на перевёрнутые очки. Они стали на одну дужку, потому что очень любопытные и хотят всё - всё увидеть и т. д.. Основные темы по развитию познавательных процессов с элементами Эйдетики: • «Запоминание телефонов». • «Запоминание истерических дат». • «Запоминание фамилий и имён». • «Запоминание цифровой информации». • «Запоминание текстовой информации». • «Техника запоминания стихотворений. Художественных текстов». Кант очень мудро заметил когда – то: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звёзды». Так давайте же поможем в нашей рутинной, кропотливой работе всегда видеть звёзды и облака. На уроках создадим ситуацию успеха, научим детей относиться к неудачам в обучении с юмором, больше их хвалите, дарите им улыбку, ведь порой в ней они нуждаются больше чем в словах. И ответьте на мой вопрос, заданный в начале выступления? «Единственная настоящая роскошь– роскошь человеческого общения». Антуант де. Сент-Экзюпери.
Список используемой литературы. 1. К. Аверина, Н. Сосновская «Мнемотаблицы» 2. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология памяти: Хрестоматия. 3. Л. Гомола «Эйдетика – искусство запоминать, или все дети – отличники!» 4. Зиньковская С.М. Креативное мышление у детей. – Статья. 5. М.А. Зяблицева «Секреты суперпамяти» – М.: «Эксмо», 2009. 6. Иванов М. М. Техника эффективного запоминания. – М.: Менатеп-информ, 1992. 7. Лезер Франц. Тренировка памяти. – М.: Эйдос, 1995. 8. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Эйдос, 1996. 9. И. Матюгин «Развитие памяти. Методы эйдетики» – М.: РИПОЛ классик, 2009. 10. И. Матюгин «Развитие памяти и внимания» – М.: РИПОЛ классик, 2009. 11. Матюгин И. Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1996. 12. Матюгин И. Ю. Эффективная память. – М.: РИПОЛ классик, 2005. 13. Норбеков Мирзакарим. Опыт дурака. – СПб.: ВЕСЬ, 2002. 14.Заряна и Нина Некрасовы. Особенности детской памяти. – Статья. 15. Слоущ Н. Д-Мнемотехника или искусство укреплять память. – Одесса, 1893. 16. Иванов И.И. Новые педагогические технологии / И.И.Иванов, П.П. Петров, Сидоров С.С. – М. Педагогика, 2001
Здравствуйте, Людмила Геннадьевна! Просим Вас заполнить Согласие на обработку персональных данных, т.к. Ваша работа загружена коллегой. Форму Согласия можно найти на странице мероприятия в разделе СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ СОАВТОРОВ ВАЖНО! Без согласия на обработку и использование персональных данных материалы не рассматриваются (в случае наличия соавторов или загрузки материала другим лицом). С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Людмила Геннадьевна, работа будет проверена после получения согласия на обработку персональных данных. Согласие необходимо, т.к. работа загружена не Вами (в Профиле не Ваши данные). Сенникова Е.Н.
15 мая подтверждение о том, что согласие на подтверждение персональных данных Кисловой Людмилы Геннадьевны Вами получены. ответ пришел от Бобрешовой Светланы Владимировны. Может продублировать отправку?
Уважаемая Людмила Геннадьевна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Просим прощения за задержку с допуском работы. Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]