2017 г. Занятие - игра по социально–бытовой ориентации в IV классе по программе “Особый ребенок”
Тема: Транспорт. Сказка «Колобок»
Эпиграф «Олигофренопедагог должен использовать компенсаторные возможности каждого умственно отсталого ребёнка. От знания особенностей психики умственно отсталого ребёнка, от умения подойти к нему часто зависит судьба ребёнка и даже всей его семьи». С.Я.Рубинштейн
Цели занятия
Приспособление ребёнка с ограниченными возможностями к жизни в обществе, использование всех возможностей для его социализации. Формирование коммуникативной функции речи на основе предметно-практической деятельности.
Задачи
Образовательные. Уточнять у детей представления о пассажирском транспорте, расширять кругозор; закреплять знания о геометрической форме и цвете, используя игру “Найди такую же”; формировать представление о зайце (части тела); воспитывать интерес к чтению, закреплять чтение слоговых дорожек; развивать конструктивный праксис; развивать познавательный и эмоциональный интерес; упражнять в счете до десяти – согласование существительного с числительным; упражнять в подборе определений, используя метод моделирования; учить детей эмоционально воспринимать сказку “Колобок”.
Воспитательные. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте; формировать положительное отношение к героям сказки «Колобок»; прививать охрану безопасности жизни; учить действовать согласованно, быть внимательными друг к другу и к гостям. Прививать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю; Воспитывать целенаправленное внимание, интерес к учению; пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, стихов, загадок, литературного текста.
Коррекционные. Формировать у детей сенсорную базу и понятийный аппарат; развивать социально – бытовую ориентацию, устную связную речь учащихся; развивать представления - воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать; развивать мелкую и общую моторику в сочетании с речью; обогащать их словарный запас.
Место занятия Учебный класс Тип урока Развивающий, комбинированный
Форма урока Урок – ролевая игра
Виды деятельности - ответы на вопросы; - пение знакомых песен; - физкультминутка; - подвижная игра с пением; - чтение слоговых рядов; - пальчиковая гимнастика; - конструирование; - счёт; - беседа.
Оборудование и наглядные пособия Кирпичики из строительного набора, руль, стулья – для постройки автобуса; компьютерная презентация к уроку (слайды с изображением воздушного, наземного, подземного, водного видов транспорта, таблица слоговых рядов для чтения, изображения зимнего леса); «билеты», «деньги», сумка для кондуктора; игрушка «Заяц», игрушка - марионетка «Колобок»; фигурки настольного театра – домик, Дед, Баба, волк, лиса, медведь, заяц; шапочки зверей – волк, медведь, лиса; коврики (Воскобовича) на каждого ученика для выкладывания ёлочек, раздаточный материал - треугольники на липучках разной величины; фонограмма песен «Мы едем, едем, едем», «Пальчики», «Звуки леса»; надувные шарики.
Межпредметные связи Арттерапия, развитие речи, знакомство с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, конструирование, аппликация, музыка, ритмика, социально-бытовая ориентация.
Время проведения: 40 минут
Методы работы Инновационные – метод коллективного решения проблем, проблемно – игровой метод.
Ход занятия Организационный момент Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются). Объявление темы Учитель: А сейчас сядьте прямо, кладите руки на парту и внимательно послушайте меня. Сегодня на уроке мы будем не просто учиться, мы будем путешествовать. И отправимся в путешествие… А на чём мы можем поехать? (смотрим слайды с изображением транспорта). Дети: На поезде, на трамвае, на самолете, на машине, на велосипеде и т. д. Учитель: Молодцы! А поедем мы сегодня в путешествие на автобусе в зимний сказочный лес. Кто ведёт автобус? Кто продаёт билеты в автобусе? Кто едет на автобусе? Дети: Шофер – он ведет автобус в назначенное место. Кондуктор – она продает билеты пассажирам. Пассажиры едут в автобусе. Основная часть занятия Учитель: Вы в школу тоже приехали на автобусе? Давайте построим свой автобус и отправимся в интересное путешествие (дети строят из кирпичиков автобус, ставят стулья «сиденья»). Учитель: Кондуктор нам продаст билеты, и мы займем свои места, согласно купленным билетам (одевает сумку). «Дорогие дети, покупайте билетик. Билеты разные, бери любые – зеленые, красные, голубые.» (Дети подходят к кондуктору и покупают билеты). Учитель: Смотрите внимательно на свой билет и найдите место с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на билете. (Дети садятся на места и говорят у кого что изображено – круг, квадрат, треугольник или прямоугольник. Также, называют цвет фигуры). (Перед автобусом выкатывается Колобок). Учитель: Ай-ай-ай! Чуть под колеса нашего автобуса не попал Колобок – румяный бок. Разве можно перебегать дорогу перед автобусом? Ребята, можно перебегать дорогу перед автобусом? Нет! А почему? Скажите об этом Колобку. (Ответы детей). Куда же ты спешишь, наверно в лес? Ребята, давайте возьмем с собой Колобка в путешествие! Поехали! « Мы в автобус дружно сели И в окошко посмотрели. Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал» (Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем..» и все поют). Учитель: Приехали в лес. Выходите из автобуса. Мы сейчас в лесной глуши тихо-тихо, ни души. (Слушают тишину). Послушайте, ребята, как ветер шумит в лесу: «Ш-ш-ш-ш!». Зимний лес стоит в снегу. А снежок какой? (Дети отвечают: белый, пушистый, легкий, холодный). Ой! А кто там прячется в снегу? (Находят спрятанного в «ватном сугробе» зайчика). Учитель: Раз, два, три – какое это животное? Посмотри! (беру в руки зайца). Ой, ой, ой, ой, ой, ой! Зайке холодно зимой! Дети, пожалейте зайчика, погладьте его, прижмите покрепче (учитель передает зайца детям и каждый жалеет по-своему). Ребята, а как зайчик лапки держит, покажите (дети показывают). А бегает заяц очень быстро, нам его не догнать. Что еще есть у зайчика? Дети: Хвостик, голова, уши, нос, усы, глаза, туловище, спинка, живот, лапки, шёрстка. Учитель: А почему «Колобок» испугался зайца? Дети: Он хотел съесть Колобка! Учитель: Мы с вами поиграем с зайчиком, и он не съест Колобка. Представьте себе, что вы все маленькие зайчики (проводится физкультминутка - подвижная игра с пением): « Зайчик беленький сидит и ушами шевелит: Вот так, вот так и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп! Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: Скок, скок, скок, надо зайке поскакать» (дети поют и имитируют движения) Учитель: Попрощаемся с зайкой и пойдем дальше в лес, куда покатится «Колобок». Как громко снег скрипит в лесу – скрип, скрип, скрип, скрип. Ноги застревают в нем. Шагайте, высоко поднимая ноги, а то застрянете в снегу. (Увидели волка) Ребята, а это кто? Дети: Волк! Здравствуй! Волк (ребёнок в шапочке волка): Колобок, Колобок, я тебя съем! Учитель: Волчок, серый бочок, не ешь, пожалуйста, Колобка! Не сердись, улыбнись. Мы тебе книжку подарим. Она так и называется «Колобок». Посмотри, какая она красивая: «Чтобы много, много знать, нужно книжки нам читать Чтобы книжки прочитать, нужно буквы нам все знать!» А ты в школе еще не учился и поэтому буквы не знаешь, но ты не грусти, мы тебя научим читать. (Дети читают слоговые дорожки, написанные в очередном слайде, и дарят книгу волку). Учитель: До свидания волк! Мы пошли дальше за Колобком! (Увидели спящего медведя) Ребята, а мишка зимой спит в своей берлоге. Давайте разбудим его (будим, зовем). Медведь (ребёнок в шапочке медведя): Колобок, колобок, я тебя съем! Учитель: Мишка, мишенька, медведь, не ешь Колобка, он тебе песенку споёт (все дети поют песни, «Я Колобок, Колобок…» и мишка улыбается.) Неуклюжий мишка, лежебока, любит малину и мед. А еще он хочет с нами поиграть. Приготовьте все пальчики, встаньте в круг (Фонограмма песни «Пальчики» с подпеванием детей и пальчиковой гимнастикой). Учитель: До свидания, мишка! Мы пошли дальше. (На столах разложены коврики с пеньками. Отдельно лежат треугольники разной величины на липучках). Учитель: Ребята, идите все сюда, посмотрите! Это хитрая лиса придумала что-то, весь лес исчез куда-то, одни пеньки остались. Что же нам делать? Она видимо хочет Колобка съесть, поэтому и леса не стало. Без леса лиса сразу увидит Колобка и съест. Давайте выложим все елочки в лесу снова, и Колобок сумеет спрятаться от хитрой лисы. Она не увидит и не съест бедного Колобка. Принимайтесь за работу. Выстраивайте ёлочки правильно. (Дети выкладывают ёлочки). А теперь посчитайте, сколько у вас получилось ёлочек? (считают вслух). А у кого больше? (У Сережи). А у кого меньше? (У Лизы). А у Саши и у Вити поровну (три и три). А если мы сложим все ёлочки, то, сколько будет вместе ёлочек? (Считают: одна ёлочка, две ёлочки, три ёлочки, …, десять ёлочек). Пусть в этом лесу живут зайка, волк, медведь, и лиса. И жить они будут дружно. А вот и домик дедушки и бабушки. «На поляне дом стоит. Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем» Учитель и дети: Здравствуйте, бабушка и дедушка. Мы вам Колобка привели. Учитель: Иди Колобок домой, живи и слушайся бабу и деда. Да без спросу никуда не уходи. Дети, можно без мамы или папы уходить из дома? Нет! Нельзя! Ведь Колобка могли съесть кто? Дети: заяц, волк, медведь или лиса. Учитель: И вы тоже маму с папой слушайтесь. Никуда без спроса из дома не уходите. Иначе может случиться беда. А нам уже пора домой, в школу. Прощаемся с героями сказки и будем садиться в автобус. (Поехали. Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем…») Заключительная часть занятия. Рефлексия. Учитель? Ребята, где мы были? А какие (дети отвечают) На чём мы отправились в путешествие? (ответы детей). Что мы делали в лесу? А кого мы встретили сначала? А потом? (Ответы детей: поиграли с зайкой, почитали с волком, с мишкой поиграли с пальчиками, у лисы в лесу выстроили елочки, чтоб Колобок мог спрятаться от хитрой лисы). Ребята, а Колобок какой? (Круглый, румяный, веселый, послушный). Вот вам шарики, они тоже как Колобок круглые (дарю детям шарики). Вы очень хорошо занимались и играли. Молодцы! Наше путешествие закончилось.
Уважаемая Галина Андреевна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]