Урок развития речи и коммуникации в 6 классе "Сходство и различие кошки и рыси".
Конспект урока развития речи, 6б класс Тема: Сходство и различие кошки и рыси. Цель: познакомить со сходствами и различиями представителей семейства кошачьих – кошки и рыси. Задачи: 1. Образовательная: расширить знания о домашних и диких животных, раскрыть их особенности, повадки. 2. Развивающая: развивать наблюдательность, познавательную и творческую активность. 3. Воспитывающая: воспитывать любовь и заботливое отношение к животным. 4. Корригирующая: корригировать речь, взаимоотношения между собой. Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, картинки по теме, раскраски кошки и рыси.
Ход урока. I. Орг. момент. Ребята, у нас сейчас с вами урок «живой мир». Сядьте правильно, выпрямите спину. Прошу вас быть внимательными, активными и помогайте друг другу. II. Актуализация знаний. 1. Проверка дом. задания. -А кто мне скажет, какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( дикие животные, рысь) -О каком диком животном мы говорили? -Что узнали? -Где они живут? -Чем питаются? - Может ли дикое животное, а именно рысь жить в домашних условиях? 2. Введение в тему. Сейчас я загадаю вам загадки, отгадав их, вы узнаете, о каких животных мы сегодня поговорим. Мохнатенькая, усатенькая, Сядет – песенки поёт. (кошка) Эта кошка не проста, И почти что нет хвоста. Может прыгнуть и загрызть На ушах с кистями… (рысь) -О ком мы с вами сегодня будем говорить на уроке? -Давайте хором прочитаем тему нашего урока. -А как одним словом можно назвать кошку и рысь? -Правильно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о диких и домашних животных, а именно о кошках и рысях, и, узнаем, какие же сходства и различия имеют кошка и рысь, узнаем более подробно о внешнем виде, образе жизни, повадках и приметах с которыми люди связывают этих животных. III. Основной этап. 1. Сообщение учителя. -А сейчас я вам расскажу, что представляют из себя кошки, а вы внимательно слушайте и запоминайте особые приметы кошек. Кошки – представители семейства кошачьих, в которое входят и другие животные, такие как львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси. У них втяжные острые когти, поэтому они ходят бесшумно, ступая мягкими подушечками. Кошки прекрасно лазают, имеют замечательные умственные способности и удивительную память. Например, при переезде в новый дом кошка может вернуться на старое место за много километров. У кошки очень острое зрение, она легко ориентируется в темноте. Кошка- верно определяет расстояние до предмета. -А кто-нибудь наблюдал, как кошка готовится к прыжку? Она сначала определяет расстояние, а потом безошибочно прыгает туда, куда наметила. Кошка – свободолюбивое животное. Давайте хором проговорим это сложное слово. (индивидуально) Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. -Какие особые приметы кошек вы запомнили из моего рассказа? А какая черта есть у кошек, мы её проговорили? Кошка, если чего-то не хочет, насильно не заставишь. Это ещё раз подтверждает, что она свободолюбивое животное. Если кошка захочет, чтобы её погладили, приласкали, она придёт сама. У кошки тонкий слух, острое зрение, она умеет ориентироваться в темноте, очень чистоплотна, аккуратна, умеет находить дорогу домой. Физминутка А сейчас давайте немного отдохнём, встанем и проведём физминутку. Во дворе играл котёнок Прыгал, бегал и считал: «Раз-прыжок и три кивка, Два-направо голова, Три-налево поворот»- И помчался до ворот. А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел. 4. Игра «Кот в мешке». -Ребята, вы слышали выражение «купить кота в мешке?» Что означает? А чтобы вы поняли это выражение, предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Кот в мешке». Каждый из вас вытащит из мешочка своего «кота» и посмотрит, что же за кота он себе купил. (в мешке лежат карточки с вопросами) 1. Кого ловят кошки? 2. Где живёт кошка? 3. Какие когти у кошки? 4. Какой звук издаёт кошка? 5. Какую еду любят кошки? 6. Видит ли кошка ночью? 7. Сколько лап у кошек? 8. Как ходит кошка? 9. Какое животное запускают в дом первым? 10. Какое животное гуляет само по себе?
11. Умеет ли кошка лазать по деревьям?
- Молодцы, ребята! Понравилась вам игра? Поняли, что значит купить кота в мешке? Мы покупаем то, не зная, что…
5. Рассказ о рыси. Ребята, напомните о каком втором животном, мы должны говорить сегодня? Послушайте рассказ о другом представители семейства кошачьих – рыси. Слушайте внимательно, а затем назовёте повадки рыси. Рысь. Вечером после охоты вышла бесшумно осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зубах добычу. Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно идёт под ними чуткая рысь. Слышит рысь, как падают с деревьев, кружась в воздухе сухие листья, как свистят в лесной чаще рябчик и попискивают шустрые синички. Всё видит, всё слышит рысь. И лето, и осень скитаются по лесу, ищут добычи рыси. То поймают неосторожного зайчишку, то схватят белку или подкрадутся к тетереву, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть осторожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь. Умеет она забираться на высокие густые деревья, часами может сидеть в засаде, прекрасно видит в темноте. - Итак, ребята, что вы узнали о повадках рыси? (осторожная, чуткая, всё слышит, хорошо лазает по деревьям, её трудно увидеть, охотятся на зайцев, белок, тетеревов, лесных мышей). - С рысью и её внешним видом я хотела познакомить вас более подробно, так как если кошка домашнее животное и мы её встречаем каждый день, то рысь в наших местах не обитает и мало знакома. Сейчас внимание на экран. 1 слайд. Рысь принадлежит к типичным обитателям тайги, отчасти смешанных и горных лесов. 2 слайд. Это крупная и опасная лесная кошка. 3 слайд. У рыси короткое тело, прямые длинные ноги с широкими мохнатыми лапами, маленький хвост, пятнистая шкура. Зимняя шерсть очень густая, мягкая, с изменяющейся окраской от дымчатой до красноватой с пятнами на спин, боках и ногах. 4 слайд. На ушах у рыси кисточки, на щеках – бакенбарды. - Ребята, а кто знает, что такое бакенбарды? Бакенбарды – это волосы от висков по щекам. Давайте хором прочитаем это слово. (индивидуально). А теперь обратите внимание на экран, где у рыси находятся бакенбарды.
IV. Закрепление. 1. Работа по учебнику. - А сейчас откройте учебники на стр. 64, найдём тему нашего урока. По цепочке прочитаем, чем же похожи и чем отличаются кошка и рысь. - Итак, ребята, где живёт кошка? Где живёт рысь? Какая окраска у рыси? Чем питается кошка? На кого охотится рысь? Что защищает рысь от мороза? - Молодцы! А сейчас закройте учебники и уберите их в сторону. 2. А сейчас я предлагаю обобщить те знания, которые мы получили на уроке. На доске висят фразы. Давайте хором прочитаем. Сходства Различия Сейчас я буду называть фразы, а вы будете хором отвечать мне, сходство это или различие.
-лапы с когтями -острые ушки -семейство кошачьих -размер -окраска -хвост -место обитания -пища -нуждаются в воде -нуждаются в воздухе -лазают по деревьям -неслышно передвигаются -видят в темноте -уши с кисточками
- Чего больше, сходств или различий? Почему больше? Ребята, если кто-то из вас захочет подробней познакомиться с этими животными, то можно сходить в нашу библиотеку и взять книгу о диких и домашних животных.
V. Домаш. задание. - Ребята, а дома вы должны подготовить рассказ о своей домашней кошке по следующему плану: кличка, уход, кормление, польза. - Вам задание понятно?
VI. Рефлексия. Итог урока. - О каких животных мы с вами говорили в течение всего урока? - Что вы запомнили для себя на этом уроке? - С какими новыми словами мы познакомились? - Что интересного было для вас на уроке?
Уважаемая Светлана Леонидовна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]