Урок чтения и развития речи в 1 классе по теме:"Звук и буква Л,л."
МКСКОУ школа-интернат
Проект урока чтения и развития речи в 1-м классе по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по теме « Звук и буква Л, л»
Подготовила: учитель начальных классов
Шичкина М. В.
Кулебаки
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе
Ф. И. О. Шичкина Мария Вячеславовна Должность, образовательное учреждение: учитель начальных классов Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кулебакская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Тема: «Звук и буква Л, л» Психологические особенности: Дети 7-8 лет с ограниченными возможностями здоровья, уровень интеллектуального развития не соответствует возрасту. Психические процессы: внимание, восприятие, память нарушены. Эмоционально-волевая сфера незрелая. Материалы и оборудование: Учебник “Букварь” под ред. В.В.Воронковой И. В. Коломыткиной, предметные картинки, мультимедийное оборудование. № Основные этапы работы Содержание этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников 1 Цель: Знакомство со звуком и буквой Л, л. Задачи Образовательные: • познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук; • научить читать слоги с новой буквой. Коррекционно-развивающие: • корригировать и развивать фонематический слух учащихся на материале упражнения «Услышь звук»; • развивать артикуляционный аппарат учащихся на основе упражнений артикуляционной гимнастики; • развивать смысловую догадку на материале загадок типа «доскажи словечко». Воспитательные: • воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений. Форма урока: традиционная Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, показ, работа с учебником, ТСО, конструирование, различные занимательные упражнения. 2 Предварительная подготовка • оформление класса • изготовление раздаточного материала • подготовка презентации Готовит наглядные пособия, компьютерную презентацию. Вырезают из цветной бумаги элементы буквы. 3 Организационный момент Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку. Обеспечение быстрого включения детей в урок и предпосыл¬ки к продуктивной работе.
Вводное слово учителя. Долгожданный дан звонок, Начинается урок, Сядем прямо, не согнемся, За работу мы возьмемся. – Какой урок? – Чему учимся на уроке?
Готовят школьные принадлежности. Встают около своих парт.
Отвечают на вопросы учителя. 4 Ход занятия 1. Сообщение целей и плана урока. Сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением в плане урока.
План урока (Поэтапный, слайд 3).
2.Психологический настрой. Психологическая подготовка к решению ос¬новной задачи урока.
3.Артикуляционная гимнастика (слайд 4) Подготовка речевого аппарата к произнесению звуков.
4.Повторение изученного. Обобщение знаний по пройденному материалу.
5.Сообщение новой темы. Введение в новую тему. Задание на развитие смысловой догадки.
6.Изучение нового материала. Знакомство с новым звуком и буквой. Учить детей правильной артикуляции данного звука.
7. Физкультминутка( слайд 8) Создание установки на отдых.
8. Знакомство с буквой. Формирование у учащихся пра¬вильного представления и понятия о букве Л.
9. Чтение слогов Обучение детей слиянию слогов с данной буквой, через занимательное упражнение.
Предварительная беседа. – Отправимся за новыми знаниями. Познакомимся с новым звуком и буквой, а каким узнаете позже. Закрепим умение в чтении слогов и слов с изученными буквами, будем стараться правильно говорить.
План урока 1. Подготовим наших помощников (картинка с изображением пальцев и лицо с открытым ртом). 2. Ознакомимся с новым звуком и буквой (вопросительный знак). 3. Отдохнем. 4. Поиграем. 5. Поработаем по учебнику (ребёнок с книгой в руках).
– Чтобы всё успеть на уроке, давайте себя настроим на урок. Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно. Упражнение на развитие фонематического слуха «Услышь звук». -- Я буду называть разные слова, а вы слушать если вы услышите звук ш, то хлопните в ладоши. Шарф, кот, карандаш, шуба, ручка, уха, машина, шкаф, утка, шар.
• Упражнение на дыхание «Дует теплый ветерок» • Упражнение на произношение звука « Как гудит пароход». Губы в улыбке, рот открыт, с напряжением произносить долгое "ы-ы-ы". • Упражнение «Окошко». Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать. • Упражнение «Чашечка». Язык широкий положи И под счет его держи. Получилась пиала – Округленная она. В рот ее мы занесем И края к зубам прижмем. • Упражнение «Качели» На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. И все выше поднимаюсь – Вверх-вниз, вверх-вниз. • Упражнение «Индюки болтают». Индюшата-малышата Ножками топочут, Весело болбочут: БЛ – БЛ – БЛ.
--Давайте повторим буквы, которые вы уже знаете. Речевая зарядка. Ша-ша-ша--мама моет малыша. Шу-шу-шу—я письмо пишу. Аш-аш-аш—у Марины карандаш.
Вводная беседа. – Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой, а какой, отгадайте загадки и запомните отгадки «Доскажи словечко» (слайд 5)
Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе…(лопатой).
Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а …(лук).
Дом – стеклянный пузырек, И живет в нем – огонек! Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется (лампочка).
Лейся, дождь веселый, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по…(лужам). – Кто запомнил отгадки, назовите их. – Что общего в этих словах? – Послушайте еще раз слова, и скажите с какого звука они начинаются лллук, лллампочка, лллопата. – Кто догадался с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся?
Объяснение нового материала. --Давайте правильно произнесем звук Л. --Когда мы произносим звук Л, то • Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; • Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам; • Воздушная струя проходит по бокам языка (профиль слайд 6). --Произнесем звук хором, по одному. --Возьмем ниточку и будем произносить звук Л. Когда мы его произносим ниточка сразу обрывается. А когда ниточка сразу обрывается, то какой это звук гласный или согласный? --Звук Л обозначается буквой Л, рассмотрим букву Л.(слайд 7)
Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске - руки в боки. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо… Получается на славу. Молодцы! Влево – вправо, влево – вправо…
– На что похожа буква? (слайд 9) Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш.
Люди, видите слона? Хобот есть. Нога видна.
Дрессировщик буквой машет. Перед ним лошадка скачет. – Найдите букву среди других букв (слайд 10) --Сделай из цветных деталей букву Л.
-- А теперь я предлагаю вам отправиться в полет, чтобы научится читать слоги с буквой Л. А отправимся мы на самолете, чтобы попасть в него нужно подняться по трапу. (ал, ул, ол)(слайд 11) -- Теперь полетели. Разведи прямые руки в стороны, покачивайся, делай наклоны, и на выдохе произноси длинно твердый звук: л-л-л-л. Летит самолет высоко за облаками, его и не видно, только слышно, как гудит низким тоном: л-л-л-л. --Прилетели и спускаемся по трапу, сливаем слоги( ла, лу, ло)
Слушают учителя.
Повторяют хором за учителем стихотворение.
Слушают задание.
Хлопают в ладоши.
Выполняют упражнения вместе с учителем.
Показывают и называют буквы.
Произносят чистоговорку вместе с учителем.
Отвечают хором.
Повторяют за учителем.
Выполняют задание.
Рассматривают букву.
Повторяют за учителем движения и стихотворение.
Отвечают на вопрос. Поиск буквы среди других букв алфавита.
Сравнивают рисунки и буквы.
Выполняют задание самостоятельно.
Повторяют за учителем произношение и движения. 5 Закрепление нового материала 1.Работа с учебником. Закрепление новых знаний по материалу учебника.
2.Чтение слогов по Букварю.
3. Подведение итогов (слайд 14) Создание установки на планомерное завершение урока. --Открываем учебник страница 40. --Какая буква изображена в кружочке? --Какого цвета эта страничка букваря? Почему?—Отгадай загадку. Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их ... (лыжи) (слайд12) Разбор слова лыжи. Выделение и характеристика звука Л, деление слова на слоги. Под крышей - четыре ножки, Под крышей - суп да ложки (стол). Разбор слова стол (слайд 13).
--Кружком какого цвета обозначен звук Л? Почему?
Сравнение и сопоставление. Ал-ол-ул Ла-ло-лу -- Чем похожи? Чем различаются?
--Какой звук мы изучали на уроке? --Придумайте слова с этим звуком? -- Какой это звук? Почему? --Кружком какого цвета мы будем его обозначать? --Найдите на плакате букву Л и покажите ее. Открывают учебник и рассматривают страницу букваря.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают слоги по букварю вместе с учителем, по одному.
Отвечают на вопросы учителя. 6 Задание на дом Выявление уровня знаний учащихся. Повторение пройденного на уроке. --Для того чтобы вы не забыли нашу новую букву, я вам дам такое задание: Нарисовать рисунок в названии, которого есть буква л. Слушают задание.
Дата ______________________________________________________________ Подпись______________________________________________________
Список литературы: 1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М., 1994. 2. Волонина В. В. Занимательное азбуковедение.-М.,1994. 3. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М., 1994. 4. Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы. – М., 2010. 5. Воронкова В. В., Коломыткина И. В. Букварь. - М., 2007. 6. Петрова В. Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. – М., 1976. 7. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии.- Екатеринбург, 2001. 8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1970. 9. Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. – М., 2009.
Уважаемая Мария Вячеславовна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]