Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 17.04.2024, 01:27

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Конспекты мероприятий, проводимых с детьми с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающегося первого дополнительного класса
Возраст: 12 лет


Содержание

1. Индивидуальные сведения о ребёнке 3
2. Психолого-педагогическая характеристика 3
3. Базовые учебные действия. 7
4. Содержание коррекционных занятий. 8
5. Речь и альтернативная коммуникация. 10
6. Планирование учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. 11
7. Содержание предмета. 13
8. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета 15
9. Календарно-тематическое планирование 17
10. Материально-техническое оснащение 25
11. Учебно- методическое обеспечение 26
12. Программа сотрудничества с семьей обучающегося. 27
13. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. 30
14. Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями. 32
15. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. 33


1. Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка:
Возраст ребенка:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения в МБОУ «СКШИ 8 вида»: 1
Ступень обучения:1
Группа (особые потребности): 1

2. Психолого-педагогическая характеристика

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) системным недоразвитием речи.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается ползком, ходит с помощью сопровождающего (мамы). Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.
Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью (со слов мамы).
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с умственной отсталостью, имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (7-10 мин) быстро истощается.девочка с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, отворачиваться, махать руками. На занятиях иногда садится в специальное кресло, быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению.
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.
Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью. Отмечается грубое нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к., по Заключению ПМПК, согласно протоколу обследования у ребенка системное недоразвитие речи, дизартрия, двусторонняя нейросенсорная тугоухость II –IV степени. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. При глотании поперхивается, отмеченагиперсаливация. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (отворачивается, машет руками). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя, учителя-логопеда. Наиболее привлекательны для Маши занятия со звуковым сопровождением, использованием ярких привлекательных шумовых пособий. Любит играть с колючим мячом Су-джоку, лентами, бубном, прищепками.
Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (с помощью взрослого), находит предмет глазами, фиксирует взгляд на предмете 2-3 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы.
Маша может самостоятельно взять кубик, мячик в руку и переложить на другое место. Характер действий с предметами: преимущественно хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулиру¬ет предметами неупорядо¬ченно, не отбрасывая ненужные вари¬анты, не выделяя существенные при¬знаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Хват слабый. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза.
Логопедическое заключение: СНР, дизартрия.



3. Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
 Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
 Использование по назначению учебных материалов;
 Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2.Формирование умения выполнять задание:
 В течение определенного периода времени,
 От начала до конца,
 С заданными качественными параметрами.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

4. Содержание коррекционных занятий.

Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности ребёнка в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
3.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
4.Формирование социально-бытовых умений, обеспечивающих жизнедеятельность;
5.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение занятий строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
• практические упражнения;
• упражнения с картинками;
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ);
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- штриховка с помощью учителя;
- предметно-практическая деятельность: складывание, перекладывание,вставление, нанизывание,сминание, разрывание предметов ;
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями ребенка.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками с учетом его индивидуальных возможностей и психофизического состояния, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

5.Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.
2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.
• Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков,
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь, устройств ( персональные компьютеры, др).
3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
o использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
o пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

6 .Планирование учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Речь и альтернативная коммуникация.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими значительно затруднено.
В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное, поэтапное, планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Ученик не владеет устной (звучащей) речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, пиктограмма), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
 Графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы и тетради для общения.
 Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.) ;
 информационно-программное обеспечение: обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
 аудио и видео программы.

7. Содержание предмета.
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (не согласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений из 2-3 –х слов.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные) Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, игрушки, одежда, животные). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда).

8. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация».
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
 Реагирование на собственное имя.
 Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
 Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
 Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
Достаточный уровень:
 Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)
 Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
 Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
 Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).
 Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства).
 Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.
Личностные результаты:

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.


9. Календарно-тематическое планирование

Тема Формируемые представления Материалы и оборудование часы По плану По факту
Установление зрительного контакта с собеседником Эмоциональный контакт с учителем.
Овладение начальными навыками адаптации к учебе. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Реагирование на собственное имя Поворот головы, жест, звукокомплексы на реагирование своего имени. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком. Пожатие руки или звукокомплекс на приветствие.
Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай». Показ жестом, звуком или словом своего желания. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги». Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». Показ жестом, звуком или словом своего желания. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет». Показ жестом, звуком или словом своего желания. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Дыхательные упражнения без речевого сопровожде-
ния. Формирование правильного выдоха. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
2 четверть -24ч.
Дыхательные упражнения с речевым сопровождением. Формирование правильного выдоха. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Артикуляционная гимнастика (простые упражнения). Отработка артикуляционных упражнений для постановки звуков. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Импрессивная речь
Различение по именам членов семьи, педагога. Узнавание и различение членов семьи и педагога. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Понимание слов, обозначаю-
щих предмет: кружка. Узнавание и различение предмета (кружка) среди других предметов.
Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Понимание слов, обозначаю-
щих предмет: ложка. Узнавание и различение предмета (ложка) среди других предметов.
Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Понимание слов, обозначаю-
щих предмет: тарелка. Узнавание и различение предмета (тарелка) среди других предметов.
Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Понимание слов, обозначаю-
щих предмет: стул. Узнавание и различение предмета (стул) среди других предметов.
Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Понимание слов, обозначаю-
щих предмет: стол. Узнавание и различение предмета (стол) среди других предметов.
Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
3 четверть-27ч.
Понимание слов, обозначающих предмет: яблоко, банан. Узнавание (различение) предметов: яблоко, банан. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 2
Понимание слов, обозначающих предмет: носки. Узнавание (различение) предмета: носки. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1
Понимание слов, обозначающих предмет: куртка. Узнавание (различение) предмета: куртка. Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1 01.02
02.02
07.02
Понимание слов, обозначающих предмет: футболка. Узнавание (различение) предмета: футболка. Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1 08.02
09.02
14.02
Понимание слов, обозначающих предмет: брюки. Узнавание (различение) предмета: брюки. Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 1 15.02
16.02
21.02
Понимание слов, обозначающих предмет: шапка. Узнавание (различение) предмета: шапка. Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 2 22.02
28.02
01.03
02.03
Понимание слов, обозначающих предмет: ботинки. Узнавание (различение) предмета: ботинки. Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 2
Понимание слов, обозначающих предмет: мяч. Узнавание (различение) предмета: мяч. Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 3
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой. Узнавание предметов, которые изучили: мой мяч и т.д. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 4
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: твой. Узнавание предметов, которые изучили: твой мяч и т.д. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 4
Понимание простых нераспространенных предложений (Оля ест) и т.п. Проговаривание (звукокомплекс) и понимание простых нераспространенных предложений. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 4
Экспрессивная речь
Называние своего имени. Проговаривание (звукокомплекс) своего имени. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 3
Называние имен членов семьи. Проговаривание (звукокомплекс) имен членов семьи Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 3
Называние имени педагога. Проговаривание (звукокомплекс) имени педагога. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 3
Повторение пройденного. Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. 3

В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующие:
«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Прятки» - не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» - язык между зубами.
«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.
Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:
- поддувание листиков, бумажных ленточек;
- раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;
- дыхательные упражнения с произношением звука.


10. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы и тетради для общения, технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.

11. Учебно- методическое обеспечение

Литература для учителя:
Основная:
1. АООП НОО МБОУ «СКШИ VIII вида»
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г.
Дополнительная:
1. Аксенова А. К.. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 1987.
2. Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2005.
3. Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой.– М., 1985.
4. Воронкова В. В. Коломыткина, И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
5. Воронова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 1988.
6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.
7. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М. 1996.
8. Зикеев А. Г. Читай! Размышляй! Пиши! Часть 1-3: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М. Владос. 2005

12.Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и на занятиях;
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и р
езультатах ее освоения;
Мероприятия:
• Индивидуальные консультации родителей со специалистами.
• Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.
• Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка.
• Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.
• Консультирование.
• Ведение дневника наблюдений (краткие записи).
• Личные беседы.
• Поощрение активных родителей.

Задачи Мероприятия Отчет о проведении
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка  индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей);
 индивидуальные консультации родителей по темам:
«Организация свободного времени дома », «Реализация СИПР в домашних условиях »,
«Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР».
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации  участие родителей в разработке СИПР;
 консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения  личные беседы;
 ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
 присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов.

13. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
• Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
• Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
• Выше перечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.
• Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
• «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным) .
• Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) , тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы) , так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации) . По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. Д.

14. Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
• Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме» необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
• Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка.
• Должна быть обеспечена материально техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
Информационно-методическое обеспечение.
• Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.

15. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

1. Активное участие.
Действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
- по подражанию или по образцу
- полностью самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использование с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельное использование +

Учитель–дефектолог __________________________________
/_________________
Учитель–логопед __________________________________
/_________________
Педагог–психолог _________________________________
/_________________
Родители:
Категория: Конспекты мероприятий, проводимых с детьми с ОВЗ | Добавил: El (20.07.2017) | Автор: Москаленко Елена Павловна E
Просмотров: 2882 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 OlgaSokolova  
0
Уважаемая, Елена Павловна! Пожалуйста, прочитайте Положение Конференции и загрузите работу правильно с указанием всей необходимой
информации
. Поторопитесь, сегодня последний день приёма материалов!

2 OlgaSokolova  
0
Уважаемая,  Елена Павловна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской
научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт,
возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты
его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, Соколова Ольга Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024