Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
благодаря восприятию и ощущениям. Эти процессы представляют собой отражение окружающей действительности, информация о которой поступает к нам через органы чувств. Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение. У детей с интеллектуальной недостаточностью ощущения и восприятия формируются медленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Особенности восприятий и ощущений у детей с интеллектуальной недостаточностью подробно изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева,Ж.И.Шиф). Развитие восприятия у детей с ОВЗ происходит неравномерно. Усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. Весьма сложными оказываются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учётом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения. Ощущения и восприятии – первая ступень познания окружающего мира. Поэтому развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ является важным направлением коррекционно-развивающей работы. В своей практике я использую следующие методики диагностики уровня развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ОВЗ: • Катаевой А.А., Стребелевой Е. А.: 1) Методика "Цвета"; 2) Методика "Формы"; • Семаго Н.Я.. Семаго М.М.: 1) «Узнавание недорисованных изображений»; 2) «Узнавание наложенных изображений»; 3) «Узнавание перечёркнутых изображений»; 4) «Узнавание реалистичных изображений»; 5) «Складывание разрезных картинок» • Забрамной С.Д., Боровик О.В.: 1)«Прогрессивные матрицы Равена» Восприятие детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья характеризуется сниженным темпом и слабой дифференцированностью. Наряду с этим выделяются такие особенности восприятия детей с нарушением интеллекта как неточность, бедность, узость, нарушение целенаправленности, избирательности, осмысленности, константности и обобщённости. Как показывают исследования, дефекты перцептивной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в процессе целенаправленной работы учителя-дефектолога. В своей работе с целью коррекции зрительного восприятия у детей с УО, с РАС, с НОДА, с ЗПР применяю коррекционно-развивающий комплекс по направлениям: восприятие формы, величины, цвета, пространства, целостное восприятие предмета. Использую разнообразные приёмы и методы, направленные на развитие зрительного восприятия :рисование, конструирование, узнавание предметов по их частям, различение и называние наиболее распространённых фигур, зрительное восприятия одних предметов, частично перекрытых другими, узнавание и узнавание предметов и их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении, нахождение предмета по признаку единственного сходства, единственного различия в ряду других предметов с обоснованием выбора. Общее число занятий: 12, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 30 минут. После проведения коррекционно-развивающего комплекса занятий уровень развития зрительного восприятия у детей с ОВЗ значительно повысился, что доказывают результаты вторичной диагностики. Таким образом, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в коррекционно-развивающей работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов, направленных на развитие зрительного восприятия. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991. 2.Коррекционная педагогика в начальном образовании // Под ред. Кумариной Г.Ф. - М., 1997. 3.Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. - М., 1999. 4.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекса. - М., 2001. 5.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
Уважаемая Полина Олеговна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]