Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 06:02

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Конспекты мероприятий, проводимых с детьми с ОВЗ

Логопедическое занятие с использованием логопедического тренажера «Дельфа-М» для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Логопедическое занятие с использованием логопедического тренажера
«Дельфа-М» для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Тема: Сказочное путешествие с Колобком

1. Название мероприятия: Конференция «Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы»
2. Предмет/образовательная область: Коррекционная педагогика
3. Класс/группа/коллектив, для кого предназначена разработка: для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями
4. Автор/ы статьи (ФИО полностью):
Моисеева Светлана Николаевна
5. Должность автора/ов:
Учитель-логопед: Моисеева Светлана Николаевна
6. Образовательная организация: ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная общеобразовательная школа-интернат о. Муром»
7. Республика/край, город/поселение: о. Муром

Вступительное слово
На занятии используется технология коррекции устной речи с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-М».
Основной принцип действия тренажёра – зрительный контроль формирования произносительных навыков. А именно, все звуки, которые произносит ребёнок в микрофон, появляются на экране компьютера в виде движущихся картинок-мультипликаций.
Тренажёр позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность звучания) и многие звуки русского языка. «Дельфа-М» показывает на экране:
− интенсивность голоса (громкость),
− длительность произношения звука, слога, слова, фразы и т.д.
Компьютерный тренажёр «Дельфа-М» используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. На одном занятии используется не более 2-3 упражнений.
Выбор упражнений осуществляется с учётом уровня речевого развития детей, степени сформированности речевых навыков. Возможности использования тренажёра позволяют осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении.
Применение данной технологии повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям, способствует фиксации внимания детей на правильном произношении, обеспечивает положительный эмоциональный настрой.

Сказочное путешествие с Колобком

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах.
Задачи:
1. Закреплять правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ш];
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в закрытых и прямых слогах, словах;
3. Развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство ритма;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: презентация, компьютерная программа-тренажер «Дельфа-М», раздаточный материал.

1. Объявление темы
Звучит музыка из сказок

В гости сказка идет
Она встречи с вами ждет
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
Кто же в сказочке живет?
Он не ёжик и не кот,
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку,
Покатился, побежал,
На язык к лисе попал!
-Кто это?
-Ребята, вы любите сказки? Я предлагаю вам отправиться в сказку вместе с Колобком. А чтобы справиться со всеми заданиями и приключениями, нужно произносить слова плавно, четко и правильно выговаривать все звуки. Ну что ж, мы отправляемся в сказку.

2. Развитие мелкой моторики
Вспомните сказку. Как появился колобок?
Предлагаю и нам испечь Колобока.

Текст Действия детей
Тесто делали мы сами, вот так, вот так! Сжимание и разжимание кулачков.
Колобок пекли мы сами, Вот так, вот так! Круговые вращения ладони над ладонью.

3. Развитие зрительного восприятия геометрических форм, основных цветов спектра, размера
-А вот и Колобок. Ребята, давайте расскажем, какой у нас получился Колобок. А чтобы вам было легче, сначала мы потренируемся определять форму и цвет предметов.
По схеме определи:
-геометрическую форму
- цвет
-размер
- Определите форму Колобка. Для этого необходимо выбрать соответствующую фигуру и назвать её.
- Затем определите цвет Колобка. Для этого среди образцов выберете нужный цвет и назовите его.
-Определите размер нашего Колобка. Колобок большой или маленький. Из предложенных фигур возьмите фигуру соответствующего размера.
-Кто составит описание Колобка по схеме? Наш Колобок какой?
(То же про печь и окно).

4. Работа на тренажере.
- Колобок из печки горячий, бока поджаренные. Жарко ему. Остудить колобка надо.
Подуем: (по одному в микрофон, а остальные тоже дуют без микрофона)
- на чай – он такой же горячий (один сильный выдох, 3 раза)
- пирог - тоже из печи достали (глубокий вдох носом - выдох долгий –долгий выдох)
- мельница – зерно мелит (длинный выдох)
- костер – какой жар был в печи (сильный короткий выдох).
- бабочка прилетела посмотреть на колобка – (долгий сильный выдох)

5. Развитие артикуляционной моторики
Положила бабушка Колобока на окно, чтобы он остыл.
А Колобок полежал, полежал, и покатился.
Покажем, как покатился Колобок.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье».
-Катился наш Колобок, катился и закатился в дремучий лес.
А по дороге он еще и зарядку успел сделать (для языка) – арт. гимнастика. (слайды)

6. Развитие слухового восприятия
Сейчас будут слышны звуки леса.
Послушайте, а затем каждый из вас скажет что он услышал в сказочном лесу.
Звучат звуки леса
-Кого и что вы услышали в сказочном лесу?
Здравствуй, лес. Дремучий лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь мы свои!

7. Этюд пластический - зайка
-Катится Колобок, катится, а навстречу ему…
Отгадайте кто.
• Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой.
- Ребята, зайчик какой?
- Кто покажет нам зайчика?

8. Развитие голоса
-«Колобок, Колобок, я тебя съем».
-Ребята, не уж-то и правда заяц нашего Колобка съест?
-«Не ешь меня, Косой, я тебе песенку спою».
-Поможем, ребята, Колобку, споём вместе с ним песенку из гласных звуков.
Логопедические распевки (с использованием тренажера «Дельфа-М»)
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А … -- карточка А - как открыт ротик? (широко)
Губки трубочкой сложи,
И дуди – дуди – дуди: У – У – У …-- карточка У – как губки? (трубочкой)
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни: И – И – И … -- карточка И – как губки? (в улыбке)
Губки в колесо сложу
Песенку спою я - О – О – О …. – карточка О – как губки? (баранкой)
А теперь самостоятельно берем карточку и пропеваем звуки.
Каждый берет карточку из 2-3-4 звуков и пропевает ее.
-паровоз – а-о-у-и
- вулкан - у-и-о
- воздушный змей - а-о-у-и
Кристина загадает вам звук, а вы посмотрите на ее губки, отгадайте и произнесите его все вместе (беззвучно артикулирует гласные)
-салют по очереди.

9. Развитие артикуляционной моторики
Покатился Колобок дальше.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» движением языка по кругу.

10. Развитие силы выдоха
Колобок круглый, катится по тропинке все дальше и дальше, с кочки на кочку перепрыгивает, с пенечка на пенечек перескакивает, словно мячик настоящий.
Похож колобок на мяч? - да
-Проверим. Для этого надо надуть мячик.
-возьмите мячики - глубокий вдох носом – выдох ртом – раз – еще два-еще три
- на два выдоха надуем – раз-два
-на один выдох.
-Похож колобок на мяч? Чем? (круглый и размер такой же)
-А чем отличается? (цветом) – сдуйте и отложите в сторону

11. Произнесение изолированного звука «ш».
-Катится Колобок, а кругом красота: цветочки, бабочки, жучки, комарики.
Игра «Жучки или змейки»
Карточка жуки - жужжат
Карточка змейки – шипят.
-Когда мы произносим звук «ш», где у нас язычок находится?- вверху.
-Какой звук «ш», охарактеризуйте его.- он согласный.

12. Автоматизация «ш» в слогах.
-Покатился Колобок дальше.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» движением языка по кругу.
-Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто.
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
(Волк)
-Да неужели ты съешь нашего колобка?
-Если порадуете меня, то не съем.
Чтобы порадовать волка надо ему показать как мы произносить звук «ш» в слогах научились.
- цветок – шшшшааааааа – 1 в микрофон, остальные в полголоса
шшшооооо
шшшууууу
- репка – аааааашшш
оошшшшш
шшшшшш
- елка - шаш, шош, шуш
Отпустил волк колобка. И покатился колобок дальше.

13. Физминутка
Колобок, колобок (идут в полуприсидя, поставив руки на пояс)
Колобок – румяный бок
По дорожке покатился (бегут на носочках, держа руки на поясе)
И назад не воротился
Встретил мишку, лису, зайку, (Встают лицом в круг, изображают медведя)
Всем сыграл на балалайке. (изображают игру на балалайке)

14. Развитие слухового восприятия
Внимательно послушайте звуки леса и скажите, что вы слышите.
Звучат звуки леса
-Кого и что вы услышали в лесу?

15. Болото.
-А на пути встерилось Колобку болото топкое. Неужели случится беда с Колобком?
Нужно ему помочь.
Ребята, нужно провести Колобка через болото, прыгая с кочки на кочку и произнося слоги:
-ша-шо-шу
-шу-ши-шэ
-шо-шу-ша
-аш-ош-уш
-иш-эш-еш
-ош-уш-аш
Молодцы. Выручили колобка.

16. Медведь
-Покатился Колобок дальше.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» движением языка по кругу.
-Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
- Ребята, медведь какой? Кто покажет нам медведя? (изобрази медведя с помощью пантомимики).

17. Тренажер колобок (на тренажере «Дельфа-М»
-«Колобок, Колобок, я тебя съем».
-Ребята, не уж-то и правда медведь нашего Колобка съест?
- Поиграйте с мишкой, может и не съест.
- Мишка просит вас произнести слова по слогам, вместе с колобком (на тренажере «колобок» проговаривать по слогам слова)
Шу-ба, ши-ны, ва-ша, - 1 в микрофон остальные чуть тише+ отхлопываем по ноге
Ка-ша, Ма-ша, Да-ша, + сжимаем кулачок
Ма-лы-ши, ма-ши-на, шаш-ки, - отхлопываем по столу
У колобка есть друг крокодил. Он тоже просит научить его разговаривать:
на-ша, Па-ша, Ми-ша
Ле-ша, у-ши-бы, ды-ши
На-та-ша, ши-ли, пи-ши – Рома

18. Развитие слухового восприятия
А еще мишка хочет узнать внимательные ли вы слушатели.
1. Закройте глаза и отгадайте, что это за звук я издам:
(хлопает в ладоши, переливает воду, щелкает авторучкой, листает книгу).
2. Положи столько кружочков, сколько раз ты услышишь звук «ш».
- аш, ож, ет, иш,
- мешок, пушок, ковш, душ
-шутка, шкаф, шляпа, шорты.

19. Лиса
-Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто?
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…
-Ребята, а вы знаете, какая лиса? Кто покажет нам лису?
Пластический этюд «Лиса».

20. тренажер – звуковая дорожка (Тренажер «Дельфа-М»)
-«Колобок, Колобок, сядь ко мне на носик и спой свою песенку».
Ох, ребята, еще чуть-чуть и съест Лиса Колобка.
Ребята, давайте попросим Лисицу не есть Колобка.
Как правильно попросить, какое волшебное слово нужно сказать? - «Пожалуйста!».
-Понравилось лисице, как вы её просите. Не стала есть она Колобка, но за это попросила вас спеть ей песенку.
Спойте громко: - звуковая дорожка
А-о-у – артикуляция карточки дать
У-и-о
У-о-и
Спойте тихо-тихо:
- ша,шо,шу
- шу, ши, шо
- шэ, ша, шу
Спойте то громко, то тихо:
-у-у-у
А-а-а
О-о-о
Отпустила лиса Колобка и покатился он домой.

21. Звуки леса
Внимательно послушайте звуки леса и скажите, что вы слышите.
Звучат звуки леса
-Кого и что вы услышали в лесу?-вечер, домой пора.

22. Домой.
Домики и бумажные Колобки
Увидел Колобок впереди высокий дом.
Квартир в нём много было.
В какой же квартире живёт Колобок? Помогите Колобку отыскать его квартиру.
-Сначала Колобок покатился в 1 подъезд слева на 2 этаж.
Затем – в 3 подъезд на 3 этаж.
-Не нашёл в высоком доме Колобок свою квартиру. Выкатился он из высокого дома на улицу и
Говорит, что его домик был низенький.
Построим ему домик, ребята?

23. Строим дом. Автоматизация звука [ш] в словах.
Игра «Строим дом». (На столе разложены прямоугольники – «кирпичи», на обратной стороне которых изображены картинки со звуком [ш].
Из чего мы будем строить дом? (Из «кирпичей»).
Если дом из кирпичей, то он какой? (Кирпичный).
Бери «кирпичик», называй картинку – через тренажер – колобок и прикрепляй её к домику.
(Ребёнок называет картинку и прикрепляет её на доску, где обозначены контуры дома. Когда дом будет готов, ребёнок «заселяет» в него Колобка).

24. Мнемодорожка.
-Ну вот, и вернулся Колобок домой к своим бабушке и дедушке. Хотел рассказать им, где он был и с кем встречался в лесу. Но ничего вспомнить не смог. Помогите Колобку вспомнить сказку с помощью мнемодорожки.
-Кто испёк Колобок?
-Опишите Колобок, какой он?
- Кого сначала встретил Колобок в лесу? (зайца)
-Заяц какой?
-Кого потом встретил Колобок? (волка)
-Волк какой?
Кого потом встретил Колобок? (медведя)
-Медведь съел нашего Колобка?
-Кого ещё встретил Колобок в лесу? (лису)
-Лиса какая?
-Куда вернулся Колобок?

25. Итог
Ну вот, и сказочке конец, а кто сказку рассказывал и показывал и Колобку помогал – молодец!
Как здорово вернуться домой целым и невредимым. Не испугавшись ничего.
- праздничный салют – дуем
-торт со свечами – дуем
- чай-дуем
Какой звук мы сегодня учились красиво произносить? (Звук [ш]). Кому мы помогали на занятии?
Что было трудным для тебя? В какую игру тебе хотелось бы поиграть в следующий раз?
Категория: Конспекты мероприятий, проводимых с детьми с ОВЗ | Добавил: moiseeva_svetlana (02.06.2017) | Автор: Моисеева Светлана Николаевна
Просмотров: 1554 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024