Логопедическое занятие с использованием логопедического тренажера «Дельфа-М» для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Логопедическое занятие с использованием логопедического тренажера «Дельфа-М» для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Тема: Сказочное путешествие с Колобком
1. Название мероприятия: Конференция «Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы» 2. Предмет/образовательная область: Коррекционная педагогика 3. Класс/группа/коллектив, для кого предназначена разработка: для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями 4. Автор/ы статьи (ФИО полностью): Моисеева Светлана Николаевна 5. Должность автора/ов: Учитель-логопед: Моисеева Светлана Николаевна 6. Образовательная организация: ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная общеобразовательная школа-интернат о. Муром» 7. Республика/край, город/поселение: о. Муром
Вступительное слово На занятии используется технология коррекции устной речи с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-М». Основной принцип действия тренажёра – зрительный контроль формирования произносительных навыков. А именно, все звуки, которые произносит ребёнок в микрофон, появляются на экране компьютера в виде движущихся картинок-мультипликаций. Тренажёр позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность звучания) и многие звуки русского языка. «Дельфа-М» показывает на экране: − интенсивность голоса (громкость), − длительность произношения звука, слога, слова, фразы и т.д. Компьютерный тренажёр «Дельфа-М» используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. На одном занятии используется не более 2-3 упражнений. Выбор упражнений осуществляется с учётом уровня речевого развития детей, степени сформированности речевых навыков. Возможности использования тренажёра позволяют осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Применение данной технологии повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям, способствует фиксации внимания детей на правильном произношении, обеспечивает положительный эмоциональный настрой.
Сказочное путешествие с Колобком
Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах. Задачи: 1. Закреплять правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ш]; 2. Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в закрытых и прямых слогах, словах; 3. Развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство ритма; 4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику; 5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям. Оборудование: презентация, компьютерная программа-тренажер «Дельфа-М», раздаточный материал.
1. Объявление темы Звучит музыка из сказок
В гости сказка идет Она встречи с вами ждет Много сказок есть на свете, Сказки эти любят дети. Кто же в сказочке живет? Он не ёжик и не кот, Он от бабушки с окошка Прыгнул прямо на дорожку, Покатился, побежал, На язык к лисе попал! -Кто это? -Ребята, вы любите сказки? Я предлагаю вам отправиться в сказку вместе с Колобком. А чтобы справиться со всеми заданиями и приключениями, нужно произносить слова плавно, четко и правильно выговаривать все звуки. Ну что ж, мы отправляемся в сказку.
2. Развитие мелкой моторики Вспомните сказку. Как появился колобок? Предлагаю и нам испечь Колобока.
Текст Действия детей Тесто делали мы сами, вот так, вот так! Сжимание и разжимание кулачков. Колобок пекли мы сами, Вот так, вот так! Круговые вращения ладони над ладонью.
3. Развитие зрительного восприятия геометрических форм, основных цветов спектра, размера -А вот и Колобок. Ребята, давайте расскажем, какой у нас получился Колобок. А чтобы вам было легче, сначала мы потренируемся определять форму и цвет предметов. По схеме определи: -геометрическую форму - цвет -размер - Определите форму Колобка. Для этого необходимо выбрать соответствующую фигуру и назвать её. - Затем определите цвет Колобка. Для этого среди образцов выберете нужный цвет и назовите его. -Определите размер нашего Колобка. Колобок большой или маленький. Из предложенных фигур возьмите фигуру соответствующего размера. -Кто составит описание Колобка по схеме? Наш Колобок какой? (То же про печь и окно).
4. Работа на тренажере. - Колобок из печки горячий, бока поджаренные. Жарко ему. Остудить колобка надо. Подуем: (по одному в микрофон, а остальные тоже дуют без микрофона) - на чай – он такой же горячий (один сильный выдох, 3 раза) - пирог - тоже из печи достали (глубокий вдох носом - выдох долгий –долгий выдох) - мельница – зерно мелит (длинный выдох) - костер – какой жар был в печи (сильный короткий выдох). - бабочка прилетела посмотреть на колобка – (долгий сильный выдох)
5. Развитие артикуляционной моторики Положила бабушка Колобока на окно, чтобы он остыл. А Колобок полежал, полежал, и покатился. Покажем, как покатился Колобок. Артикуляционное упр. «Вкусное варенье». -Катился наш Колобок, катился и закатился в дремучий лес. А по дороге он еще и зарядку успел сделать (для языка) – арт. гимнастика. (слайды)
6. Развитие слухового восприятия Сейчас будут слышны звуки леса. Послушайте, а затем каждый из вас скажет что он услышал в сказочном лесу. Звучат звуки леса -Кого и что вы услышали в сказочном лесу? Здравствуй, лес. Дремучий лес, полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? Всё открой, не утаи, ты же видишь мы свои!
7. Этюд пластический - зайка -Катится Колобок, катится, а навстречу ему… Отгадайте кто. • Любит красную морковку, Грызет капусту очень ловко, Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям, Серый, белый и косой, Кто скажите он такой. - Ребята, зайчик какой? - Кто покажет нам зайчика?
8. Развитие голоса -«Колобок, Колобок, я тебя съем». -Ребята, не уж-то и правда заяц нашего Колобка съест? -«Не ешь меня, Косой, я тебе песенку спою». -Поможем, ребята, Колобку, споём вместе с ним песенку из гласных звуков. Логопедические распевки (с использованием тренажера «Дельфа-М») Широко откроем рот, Песню громко пропоём: А – А – А … -- карточка А - как открыт ротик? (широко) Губки трубочкой сложи, И дуди – дуди – дуди: У – У – У …-- карточка У – как губки? (трубочкой) Широко ты улыбнись Звонко песню протяни: И – И – И … -- карточка И – как губки? (в улыбке) Губки в колесо сложу Песенку спою я - О – О – О …. – карточка О – как губки? (баранкой) А теперь самостоятельно берем карточку и пропеваем звуки. Каждый берет карточку из 2-3-4 звуков и пропевает ее. -паровоз – а-о-у-и - вулкан - у-и-о - воздушный змей - а-о-у-и Кристина загадает вам звук, а вы посмотрите на ее губки, отгадайте и произнесите его все вместе (беззвучно артикулирует гласные) -салют по очереди.
9. Развитие артикуляционной моторики Покатился Колобок дальше. Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» движением языка по кругу.
10. Развитие силы выдоха Колобок круглый, катится по тропинке все дальше и дальше, с кочки на кочку перепрыгивает, с пенечка на пенечек перескакивает, словно мячик настоящий. Похож колобок на мяч? - да -Проверим. Для этого надо надуть мячик. -возьмите мячики - глубокий вдох носом – выдох ртом – раз – еще два-еще три - на два выдоха надуем – раз-два -на один выдох. -Похож колобок на мяч? Чем? (круглый и размер такой же) -А чем отличается? (цветом) – сдуйте и отложите в сторону
11. Произнесение изолированного звука «ш». -Катится Колобок, а кругом красота: цветочки, бабочки, жучки, комарики. Игра «Жучки или змейки» Карточка жуки - жужжат Карточка змейки – шипят. -Когда мы произносим звук «ш», где у нас язычок находится?- вверху. -Какой звук «ш», охарактеризуйте его.- он согласный.
12. Автоматизация «ш» в слогах. -Покатился Колобок дальше. Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» движением языка по кругу. -Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто. Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это - … (Волк) -Да неужели ты съешь нашего колобка? -Если порадуете меня, то не съем. Чтобы порадовать волка надо ему показать как мы произносить звук «ш» в слогах научились. - цветок – шшшшааааааа – 1 в микрофон, остальные в полголоса шшшооооо шшшууууу - репка – аааааашшш оошшшшш шшшшшш - елка - шаш, шош, шуш Отпустил волк колобка. И покатился колобок дальше.
13. Физминутка Колобок, колобок (идут в полуприсидя, поставив руки на пояс) Колобок – румяный бок По дорожке покатился (бегут на носочках, держа руки на поясе) И назад не воротился Встретил мишку, лису, зайку, (Встают лицом в круг, изображают медведя) Всем сыграл на балалайке. (изображают игру на балалайке)
14. Развитие слухового восприятия Внимательно послушайте звуки леса и скажите, что вы слышите. Звучат звуки леса -Кого и что вы услышали в лесу?
15. Болото. -А на пути встерилось Колобку болото топкое. Неужели случится беда с Колобком? Нужно ему помочь. Ребята, нужно провести Колобка через болото, прыгая с кочки на кочку и произнося слоги: -ша-шо-шу -шу-ши-шэ -шо-шу-ша -аш-ош-уш -иш-эш-еш -ош-уш-аш Молодцы. Выручили колобка.
16. Медведь -Покатился Колобок дальше. Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» движением языка по кругу. -Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто. Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? - Ребята, медведь какой? Кто покажет нам медведя? (изобрази медведя с помощью пантомимики).
17. Тренажер колобок (на тренажере «Дельфа-М» -«Колобок, Колобок, я тебя съем». -Ребята, не уж-то и правда медведь нашего Колобка съест? - Поиграйте с мишкой, может и не съест. - Мишка просит вас произнести слова по слогам, вместе с колобком (на тренажере «колобок» проговаривать по слогам слова) Шу-ба, ши-ны, ва-ша, - 1 в микрофон остальные чуть тише+ отхлопываем по ноге Ка-ша, Ма-ша, Да-ша, + сжимаем кулачок Ма-лы-ши, ма-ши-на, шаш-ки, - отхлопываем по столу У колобка есть друг крокодил. Он тоже просит научить его разговаривать: на-ша, Па-ша, Ми-ша Ле-ша, у-ши-бы, ды-ши На-та-ша, ши-ли, пи-ши – Рома
18. Развитие слухового восприятия А еще мишка хочет узнать внимательные ли вы слушатели. 1. Закройте глаза и отгадайте, что это за звук я издам: (хлопает в ладоши, переливает воду, щелкает авторучкой, листает книгу). 2. Положи столько кружочков, сколько раз ты услышишь звук «ш». - аш, ож, ет, иш, - мешок, пушок, ковш, душ -шутка, шкаф, шляпа, шорты.
19. Лиса -Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто? Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее… -Ребята, а вы знаете, какая лиса? Кто покажет нам лису? Пластический этюд «Лиса».
20. тренажер – звуковая дорожка (Тренажер «Дельфа-М») -«Колобок, Колобок, сядь ко мне на носик и спой свою песенку». Ох, ребята, еще чуть-чуть и съест Лиса Колобка. Ребята, давайте попросим Лисицу не есть Колобка. Как правильно попросить, какое волшебное слово нужно сказать? - «Пожалуйста!». -Понравилось лисице, как вы её просите. Не стала есть она Колобка, но за это попросила вас спеть ей песенку. Спойте громко: - звуковая дорожка А-о-у – артикуляция карточки дать У-и-о У-о-и Спойте тихо-тихо: - ша,шо,шу - шу, ши, шо - шэ, ша, шу Спойте то громко, то тихо: -у-у-у А-а-а О-о-о Отпустила лиса Колобка и покатился он домой.
21. Звуки леса Внимательно послушайте звуки леса и скажите, что вы слышите. Звучат звуки леса -Кого и что вы услышали в лесу?-вечер, домой пора.
22. Домой. Домики и бумажные Колобки Увидел Колобок впереди высокий дом. Квартир в нём много было. В какой же квартире живёт Колобок? Помогите Колобку отыскать его квартиру. -Сначала Колобок покатился в 1 подъезд слева на 2 этаж. Затем – в 3 подъезд на 3 этаж. -Не нашёл в высоком доме Колобок свою квартиру. Выкатился он из высокого дома на улицу и Говорит, что его домик был низенький. Построим ему домик, ребята?
23. Строим дом. Автоматизация звука [ш] в словах. Игра «Строим дом». (На столе разложены прямоугольники – «кирпичи», на обратной стороне которых изображены картинки со звуком [ш]. Из чего мы будем строить дом? (Из «кирпичей»). Если дом из кирпичей, то он какой? (Кирпичный). Бери «кирпичик», называй картинку – через тренажер – колобок и прикрепляй её к домику. (Ребёнок называет картинку и прикрепляет её на доску, где обозначены контуры дома. Когда дом будет готов, ребёнок «заселяет» в него Колобка).
24. Мнемодорожка. -Ну вот, и вернулся Колобок домой к своим бабушке и дедушке. Хотел рассказать им, где он был и с кем встречался в лесу. Но ничего вспомнить не смог. Помогите Колобку вспомнить сказку с помощью мнемодорожки. -Кто испёк Колобок? -Опишите Колобок, какой он? - Кого сначала встретил Колобок в лесу? (зайца) -Заяц какой? -Кого потом встретил Колобок? (волка) -Волк какой? Кого потом встретил Колобок? (медведя) -Медведь съел нашего Колобка? -Кого ещё встретил Колобок в лесу? (лису) -Лиса какая? -Куда вернулся Колобок?
25. Итог Ну вот, и сказочке конец, а кто сказку рассказывал и показывал и Колобку помогал – молодец! Как здорово вернуться домой целым и невредимым. Не испугавшись ничего. - праздничный салют – дуем -торт со свечами – дуем - чай-дуем Какой звук мы сегодня учились красиво произносить? (Звук [ш]). Кому мы помогали на занятии? Что было трудным для тебя? В какую игру тебе хотелось бы поиграть в следующий раз?
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]