Приёмы: Сюрпризный и игровой моменты, создание проблемной ситуации, беседа, мозговой штурм.
Тема: «Звуки м- мь. Буква М”
Ход занятия:
1. Оргмомент. Психогимнастика «Утро». Медвежата сладко спят дети опускают головы на сложенные на столе руки И расслаблено сопят спокойно и глубоко дышат Солнце глянуло в окошко, крепко зажмурить глаза Все зажмурились немножко. - Медвежата, хватит спать, широко открывают глаза Вам давно пора вставать. встают со своих мест. Медвежата все проснулись с напряжением тянут руки вверх, улыбаются Потянулись, улыбнулись. Любят мишки чистоту. Умываться все идут. Шагают на месте. Кран, откройся имитируют открывание крана Нос, умойся, вдоль носа указательными пальцами сверху-вниз Мойтесь сразу оба глаза круговые массирующие движения по векам Лоб и щеки, разглаживание лба от центра к вискам Мойся шейка повороты головы вправо-влево Ручки мойтесь хорошенько растирают руки Словно щеткой, язычком артикуляционное упражнение «Почистим зубки» Чистить зубы мы начнём. Медвежата мёд лакали лакательные движения язычком Потом губки облизали упражнение «Вкусное варенье» Лижут с нёба сладкий мед гладят языком нёбо Язычком назад-вперед. Язычок не опускают упражнение «Гармошка» Кверху сильно прижимают. Надо чай горячий пить кистью руки изображают чашку Но сначала остудить. -Вы медвежата не ленитесь Сперва подуйте упражнение «Трубочка» Потом пейте имитируют питьё из чашки А после улыбнитесь упражнение «Улыбка» Завтрак съеден, медвежата Шалят, как будто индюшата упражнение «Индюк». Друг друга подразнили И к занятиям приступили.
2.Метод мозгового штурма. Дети проговаривают стихотворение, закрытыми глазами, взявшись за руки. Мы спокойны, мы спокойны, Говорим всегда красиво. Чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно Что учили на занятии. - Скажите, что я сейчас произнесу? А-И-П-О - Какие бывают звуки? - Что составляем из звуков? - Из слов? -Звуки – мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем. Упражнение «Допиши букву». У каждого ребёнка карточка с недописанной буквой. Дописать недостающий элемент буквы, сказать какой звук она обозначает, придумать слово, со словом составить предложение.
3.Сообщение темы занятия. Звучит аудио запись из мультфильма «Маша и Медведь». - Отгадайте, кто к нам пришёл в гости? Выставляются герои мультфильма.
4. Характеристика звуков м, мь по артикуляционным и акустическим признакам. - Возьмите зеркала, произнесите имена героев. - Какой первый звук в слове Маша? Что происходит с губами? (губы смыкаются, губы чуть-чуть сердятся). - Какой первый звук в слове Медведь? ( губы улыбаются) Воздух выходит через нос или через рот? (через нос). Голос «спит» или «просыпается»? (просыпается). Значит звуки м, мь какие? (согласные). М –твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета; Мь – мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.
5. Развитие фонематического восприятия, дифференциация м, мь. Игра «Слушай внимательно». Восприятие звука в потоке звуков, в слогах, в словах. - п, а, м, и, н, мь, м; - ам, ти, ан, ми, му, на, ди; - молоко, мишка, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.
6. Анализ и синтез слогов со звуками м, мь. Игра «Посчитай звуки». - Послушайте и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек – символов и составьте схемы. Будьте внимательны: АМ, МА, ЫМ, МИ.
7. Определение позиции звуков м, мь в словах. Дыхательная гимнастика. Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом – Мы подуем высоко поднимаем руки вверх, встаем на носочки Мы подуем низко, руки перед перед собой, приседают и дуют Мы подуем далеко, руки перед собой, наклоняемся и дуем Мы подуем близко руки на грудь и дуем на них. - Наполнились волшебной силой? Приступаем к заданию. Игра «Сухой бассейн». Под слоем материала спрятана картинка, узнать её, определить место звука в слове (начало, середина, конец). Работа со звуковой улиткой.
8. Физминутка.
9. Развитие просодики. Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса). Бедный мишка заболел Мишка много меда съел Мишка плачет и кричит - У меня живот болит!
10. Знакомство с буквой. - Дети, а вы любите своих мам? (да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой М. Давайте попробуем её изобразить вместе: Взявшись за руки, Мы встали. И на М похожи Стали. (Дети берутся попарно за руки, изображая букву «М»). - Молодцы! А еще из чего можно сложить букву? Игра «Чудесный мешочек». Каждый ребенок из чудесного мешочка достает подручный материал из которого он будет выкладывать букву: счетные палочки, шнурок, ленточки, фасоль, шишки.
11. Итог занятия. - С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются? Сюрпризный момент. Игра «Волшебная шкатулка». - Давайте вспомним и произнесем в свои ладошки и опустим в шкатулку слова со звуком М, Мь. (из шкатулки дефектолог достаёт разноцветные звёздочки). Ваши слова превратились в звёздочки, это благодарность за хорошую работу на занятии. СПАСИБО!
Уважаемая Анна Мунировна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы". Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]