Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 16.04.2024, 16:47

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Конспекты мероприятий, проводимых с детьми с ОВЗ

Интегрированный урок внеклассного чтения и психологии для учащихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями. Тема: «Поговорим о любви»
Интегрированный урок внеклассного чтения и психологии
для учащихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями
Тема: «Поговорим о любви»
1.Название мероприятия: Конференция «Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы»
2. Предмет/образовательная область: Коррекционная педагогика.
3. Класс/группа/коллектив, для кого предназначена разработка: для учащихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями
4. Автор/ы статьи (ФИО полностью):
Благова Светлана Рудольфовна
Моисеева Светлана Николаевна
5. Должность автора/ов:
Учитель русского языка и чтения: Благова Светлана Рудольфовна
Педагог-психолог: Моисеева Светлана Николаевна
6. Образовательная организация: ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат о. Муром»
7. Республика/край, город/поселение: о. Муром

Цель: формирование умения проводить анализ литературных произведений о любви на примере творчества Н.В.Суздальцевой; формирование адекватного отношения к теме «любовь».
Задачи:
- формировать правильность, беглость, выразительность чтения на основе изучаемого материала;
- помочь учащимся разобраться в нравственно-психологических проблемах, поставленных в изучаемых произведениях, учить выражать своё отношение к прочитанному;
- воспитывать чувство любви к матери, природе, Родине на примере произведений Суздальцевой Н.В., воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания;
- закрепить знания учащихся о творчестве Муромских поэтов и писателях;
- показать разные формы проявления любви: любовь к матери, к Родине, к природе, к девушке (юноше);
- формировать эмоциональное единство группы, способствовать преодолению барьеров в общении, развитию коммуникабельности, улучшению психологического климата в классе.
Оборудование:
слайды о Муромских писателях и поэтах; слайды с пейзажами родного края, в сопровождении с релаксационной музыкой; материалы для творчества учащихся (цветная бумага, клей, ножницы, ручки и др.); костюмы для участия в сценической зарисовке.

Ход урока

1. Приветствие
Здравствуйте ребята, гости. Сегодня у нас необычный урок: интегрированное занятие психологии и внеклассного чтения. А вести его будем мы: учитель чтения и литературы и школьный психолог.
Прежде чем начать улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями.

2. Обнималки (проводит психолог)
Для того, чтобы справиться со всеми заданиями необходим заряд бодрости. Где же его взять, чтобы чувствовать себя бодрым и активным? Я предлагаю вам упражнение - активатор, которое вы можете использовать и в повседневной жизни.
Психолог: Представьте и изобразите, что вы обнимаете:
- огромного слона,
- бегемотика,
- поросенка.
Погладьте котенка, щенка, и аккуратно возьмите в ладошки хомячка.
Обнимите себя, других ребят.
- Садитесь на свои места.

3.Только хорошее (проводит психолог)
Я буду бросать мяч, а вы ловите его только тогда, когда поступок, описываемый мною,
будет говорить о любви.
- мама целует ребенка
- мальчик сажает деревце
- девочка убирает во дворе
- солдаты в ВОВ защищали Родину от врагов
- сынок помогает мыть посуду своей маме
- мальчик дергает за косички девочку

Посмотрите как многолика любовь. И как сложно разобраться какие поступки говорят о любви.
Любовь изменяет человека, в его душе будто расцветает волшебный цветок, который своим тонким ароматом заполняет каждую клетку; любовь дарит человеку радость, гармонию.

4. Сообщение темы
Любовь – это самое чистое, самое искреннее, самое доброе, самое приятное чувство, которое нельзя полностью описать словами, заставляющее людей тянуться друг к другу, жить ради друг друга, заботиться друг о друге.
Любовь – неисчерпаемое, прекрасное чувство. Этому посвящены многие произведения поэтов, художников, музыкантов и писателей, в том числе и Муромских.

5 . Слайды Муромских писателей
Мы ходили в Муромские библиотеки, знакомились с жизнью и творчеством Муромских поэтов и писателей.
Сейчас я буду показывать вам фотографии Муромских писателей, а вы должны назвать его Ф.И.О. и рассказать коротко о нем.
1 Быков Александр Петрович
2 Удалов Альберт Иванович
3 Трепетова Елена Викентьевна
4 Климов Иван Никитич
5 Шапошников Михаил Павлинович
6 Пряхина Тамара Ивановна
7 Мы в гостях у Пряхиной Т.И. (4 слайда)
8 Суздальцева Наталья Владимировна

6. Биография Суздальцевой (беседу проводит учитель)
О проявлениях этого прекрасного чувства - любовь, в творчестве Суздальцевой Н.В. мы и поговорим сегодня.
Биография.

Родилась Наталья Владимировна в 1912 году в Москве. В Муроме жила с 1914 года. По окончании Калининского сельхозтехникума работала более 40 лет в Муромском районе зоотехником. Писала стихи, прозу и легенды, сказы и сказки, которые публиковались в местных и областных газетах, в коллективных сборниках: «Сок волшебного дерева» (1988г.), «Сказки писателей» (1994г.) и других. В 1995г. вышла ее книга «Муромские легенды и сказания».
С самого ареста отца в 1937 году и до его реабилитации в 1956 году, Наталье Владимировне как дочери «врага народа» довелось пережить много несправедливости со стороны власть имущих, но не озлобилась она на людей и в свои преклонные годы была энергична, активна, отзывчива и доброжелательна.
8 сентября 1997 г. Наталье Владимировне Суздальцевой исполнилось 85 лет. Друзья поздравили ее с юбилеем, а 26 сентября Натальи Владимировны не стало…

Мы с вами вместе на примере произведений Суздальцевой постараемся определить, что такое любовь и какая она бывает.

7. Любовь к Родине (проводит учитель)
И первое произведение Суздальцевой Н.В., которое мы сегодня вспомним – это «Богатырская гора».
БОГАТЫРСКАЯ ГОРА (Суздальцева Н.В.)

Много лет с тех пор прошло, как могучий богатырь Илья Муро¬мец из села древнего Карачарово, а и с ним его шесть товарищей, превратились в гору каменную. И с того самого времени зародила¬сь в русских людях сила светлая, превеликая. Ой, крепка наша Русь своей правдою, правдой народной, воль¬ной силушкой. А та сила идет из седых веков, от того ли простора великого, да от стольной Москвы белокаменной, да от весей и сел бесчисленных, от старинного города Мурома. Только встанет на¬род русский землю-матушку от врагов защищать, как дарует гора Ильи Муромца людям силу богатырскую.
Так случилось и в черный тот год, в день тот самый длинный, горестный. Как из логова из фашистского налетела туча черная, стая ворогов заклятых. Солнце светлое затуманилось, рощи, долы опечалились, в реках не вода течет — слезы горькие, кровь горячая.
Одолел великий гнев Илью Муромца. Все в дыму вокруг, все в огне горит, вражья рать приближается, звери лютые, поганые зем¬лю топчут нашу русскую. Стала Ильева гора думу думать богатыр¬скую, как изгнать-прогнать люта ворога, свет от тьмы спасти, жиз¬нь— от смертушки. Чует силушку могучую богатырская гора. Толь¬ко как ее в души людям влить? Повернулась к птицам певчим:
- Сослужите службу добрую. Отнесите мою силушку да на поле на то бранное русским ратникам, смелым воинам!
Опечалились птицы певчие, машут крыльями, рвутся в облака, но не в силах просьбу выполнить. Повернулась гора к туманам белым:
- Туманы утренние, молочные, каждую зарю садитесь вы на плечи мне, на утесы на отвесные. Дети солнцевы, лучи горячие, вас по белу свету рассеивают. Сослужите службу добрую. Отнесите мою силушку да на поле на то бранное русским ратникам, смелым воинам!
Еще пуще затуманились те туманы в горе горестном, да не в силах просьбу выполнить.
Омрачилась гора богатырская, повернулась к ветру буйному:
- Ветер, ветер, самый сильный ты, самый быстрый и вынос¬ливый. Переносишь горы каменные, засыпаешь овраги бездонные. Сослужи службу добрую. Отнеси мою силушку да на поле на то
бранное русским ратникам, смелым воинам.
- Слышу. Службу сослужу тебе! — буйный ветер откликается и на Ильеву гору летит да за силой богатырскою. Поразнес ее в дружины он, русским витязям всем поровну.
Раз погожим утром солнечным полетели наши соколы на сталь¬ных птицах на серебряных. Как завидел враг птиц серебряных, страх трясучий обуял его, всех поганых в помощь кличет он. Завязался тут неравный бой с той несметной силой ворога. Не было в сражении удержу нашим краснозвездным соколам, налетали на стервятников, сокрушали их без промаху. Впереди отважных соколов добрый молодец из Мурома, из того ли из старинного, древнего близ Карачарова. Налетает вихрем яростным из-за облаков Гастелло наш, смерть несет врагу заклятому он на птице на серебряной, на серебряной стальнокованной.
Только солнце вновь туманится, опечалились рощи темные, на лугах роса — слезы горькие. Это черные вульфы-вороны волчьей хваткою набросились и поранили отважного сына смелого из Му¬рома. Помутились очи светлые, кровь из раны льется алая. Но Гас¬телло не теряется, кулаки сжимает в ярости, видит смерть он неми¬нучую.
Не обнять ему родной матушки, не видать ему града Мурома, не испить ему из Оки воды. Но не слезы льет в свой последний час богатырь земли русской, Муромской. Не в плену умрет он у ворога, а звездой взойдет в небо ясное, умертвив сперва врага лютого.
Два костра — два крыла серебряных, а под ними поганые полчи¬ща, самолеты с фашистской свастикой, мерзких танков ползучих тьма тьмущая. Все сгорит под кострами крылатыми. Так герой уми¬рает из Мурома!
Заметалась тут нечисть фашистская, да не справиться с русским ей соколом!
То не гром громыхает за тучами - то «пантеры» пылают ползу¬чие да склады их поганые с огнивом от налета от богатырского. То горят самолеты фашистские. С черной свастикой крылья разбой¬ные пеплом ветер разносит яростный. Не сгорел лишь отважный сокол наш: изошел в пламени праведном сокол ясный - Гастелло Муромский.
Не сгорело сердце отважное. Не сгорело имя бессмертное. Выше облака перламутрового подняла его память вечная. И пока жива Русь великая, будет жить на Руси имя Сокола, будет вечно жить сила русская, что из той горы Ильи Муромца.

Вопросы:
- Какому жанру относится это произведение? Почему?
- О каком историческом времени это произведение?
- Когда была ВОВ?
- О каком подвиге рассказывает автор?
- Подтверди текстом. (выборочное чтение)
- Кто главный герой?
-Чему научил вас этот рассказ?
- О какой любви говорится в этом сказании? (о любви к Родине)

Муромцы были храбрыми и умелыми воинами, охотниками, землепашцами. Наш былинный земляк Илья Муромец тому пример, а в селе Карачарово и поныне проживают его потомки.

8. Ручеек (проводит психолог)
А сейчас я прошу всех ребят выйти к доске и мы поиграем с вами в игру «ручеек», но она будет несколько необычна.
- Выбирая пару ответьте на вопрос:
- Что ты сделаешь для Родины, когда вырастешь?
-А что ты можешь сделать и уже делаешь для Родины сейчас?

Беседа: вы перечислили много дел, которые можно сделать для Родины.
- Можно сказать, что вы любите свою Родину?
- Горжусь ли я своей Родиной, своим государством?

Истоки любви к Родине – в уважении, трепетном отношении к месту, где ты родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории.
Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства.
Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас русским народом. Всё это мы передадим нашим детям, они – своим детям. И тогда Россия будет жить вечно.

Любовь к России - это все, что мы видим, чувствуем, все, что нас окружает.
Поэтому так трудно отделить любовь к Родине от любви к природе. Чувства к Родине переплетаются у с чувствами к природе, ко всему живому.

9. Флэш-тренинг
Мы предлагаем вам посмотреть на видеоряд и окунуться в мир красоты родной природы.

Слайды с фотографиями родной природы в сопровождении спокойной музыки.

Одновременно с просмотром видеоряда, учащиеся прослушивают описание природы, зачитываемого педагогом.
Настали чудесные, весенние деньки. Светит ласковое солнышко, просыпаются деревья. Природа оживает после зимы.
Крошечные листочки пробиваются навстречу теплому весеннему солнцу. Высоко в воздухе льется трель жаворонка. На солнечном припеке появилась молоденькая зеленая травка.
Появляются первые цветы. Их так много,, и все они неповторимы по своей красоте.
На самом берегу ручья густо цветут незабудки. Очень красивые маленькие голубые цветы. В крошечных лепестках как будто отразилась голубизна чистого неба.Так приятно смотреть на этот голубой ковер из разросшихся у ручья незабудок.

Вопросы:
-О какой любви говориться в этом рассказе?
- Можно любить природу?
- Как проявляется чувство любви к природе? (О любви к природе, ко всему живому. Мы должны любить, беречь и охранять эту незабываемую красоту русской природы.)
- А вы заботитесь о живом мире? Как?

10. Любовь к матери (проводит учитель)
Во время прослушивания рассказа мы увидели цветы незабудки.
А вот почему незабудки называются именно так, мы узнаем из «Легенды про то, как незабудка у ручья выросла».
Учащиеся показывают заранее подготовленную сценку по этому произведению.

ЛЕГЕНДА ПРО ТО, КАК НЕЗАБУДКА У РУЧЬЯ ВЫРОСЛА (СУЗДАЛЬЦЕВА Н.В.)

Пришла весна. Встало солнце спозаранку, умылось весенним дождем и пошло по небу проверять свое огромное царство: где что растет, кому прибавить тепла; где не хватает дождя, значит надо договориться с дождевой тучей, с ветром. Ведь солнце всему голова.
Смотрит - вроде все хорошо: в лесу птицы поют, луга цветами принарядились. Каждая травинка, каждый цветок весне рады, а у ручья скучно. Сидит Аленушка на бережку и плачет. Надо что-то придумать, подумало солнце, чем Аленушку - сиротку порадовать, а то сидит у ручья и слезы горючие роняет. Плохо девушке без матуш¬ки родимой жить на белом свете. "Дай, — думает, — порадую де¬вушку". Договорилось с ветром и доброй тучей. Подул теплый ве¬тер, пригнал тучу. Туча подарила ручью дождевые капли, а капли, как начали падать на берег, превращались в нежные голубые цве¬ты. Увидала Аленушка голубые нежные цветы, как глаза матушки родной, когда она улыбалась, да в косу дочке ленту вплетала. Не забыть Аленушке этих глаз и сказала она: "Цветочки мои милые, незабудки родные".
С тех пор и зовут эти нежные голубые цветы незабудками.

Вопросы:
Вы прочитали легенду о незабудке.
- Понравилось ли вам?
- Удалось ли артистам передать содержание текста?
- О какой любви говориться в легенде?
-Чему учит нас она?
- Почему незабудки так называются?

11. Цветок для мамы (проводит психолог)
Я попрошу вас разбить на 2 команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда и подойти к столикам.
1 команда должна на¬писать на лепестках все, что мамы делают для своих детей, т.е. для вас.
2 команда напишите, что вы делаете для своих мам.
Приклеим эти лепестки к цветам.
Начали.
Зачитывает 1 команда свои записи.
Зачитайте 2 команда свои записи.

Вопросы и задания для беседы:
- Много заботы дает вам мама?
- В чем проявляется любовь вашей мамы? (в заботе)
- Переживаете ли вы за маму, когда у нее трудности или она болеет?
- А ваша помощь ей многочисленна?
Необходимо ежеминутно помогать родителям, беречь их, заботится о них. Это и будет самым лучшим проявлением любви.
- Так какая же еще бывает любовь? (любовь к маме)
- В чем и как она проявляется? ( в заботе)

12. Стихотворение (читает ученик)

А. Важенин
Мысли от себя гоню упрямо,
Жгу их как лучину на золе,
Поживи, прошу, подольше, мама,
Мне с тобой светлее на земле.
Помнишь, как мы сказки сочиняли,
И хотели горы покорить.
И еще друг другу обещали
На земле прекрасной вечно жить.

Мама – это начало жизни, хранительница дома, жизни, любви, души.
Любите своих матерей! Обращайтесь к ним с уважением. Цените их заботу о вас.
Смысл жизни любой матери – это ее дети.

13. Любовь Петра и Февронии (проводит учитель)
Символом любви и веры стали неразлучные даже после смерти супруги и благоверные князья Петр и Феврония.
Мы знакомились со сказанием о Петре и Февронии и сейчас мы вы попробуете рассказать о наших Муромских святых, используя план.

Но задания будут отличаться.
1 группа учащихся – восстановите последовательность в пунктах плана.
2 группа учащихся – вставьте недостающие пункты плана.
3 группа учащихся – среди представленных картин выбери лишь те из них, которые относятся к данному произведению и обоснуй свой выбор.

План.
1.Правление в Муроме князей Петра и Павла.
2. Петр побеждает змея.
3.Болезнь Петра.
4. Помощь Февронии.
5. Изгнание Петра и Февронии.
6. Правление Петра и Февронии.
7. Смерть святых.

14. «Когда мы дотрагиваемся до любви» (проводит психолог)

- Перечислите, какие чувства возникают вместе с чувством любви? (радость, спокойствие, счастье ).
- Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до любви, до счастья. (1-2 минуты звучит музыка)
- Какого цвета она в ваших представлениях?
- Подойдите к столу и вырежьте из бумаги сердце представляемого цвета, наклейте его на стенд «Когда мы дотрагиваемся до любви», а рядом наклейте из предложенных фотографий фото, где, по вашему мнению, люди испытываю это чувство.

- Посмотрите какая красота у нас получилась. И люди действительно все счастливы.
- А какого же цвета должна быть любовь?

Об это размышляем не только мы с вами, но и один из Муромских писателей - Коняхин Ю., послушайте его рассказ.
ЦВЕТ ЛЮБВИ (Коняхин Ю.)
(читают ведущие по строчке)
Какого цвета любовь?
Синего, как морские просторы – шептало волнующее море.
Нежно зеленого - шелестели молодые побеги, стремящиеся к солнцу.
Любовь не может быть одноцветной, - не согласилось солнце. Она окрашена во все цвета радуги, по радуге любви влюбленные могут подняться на небо.

- Так какого же цвета должна быть любовь?
- Когда вам грустно и печально, подойдите к этому плакату, посмотрите на счастливых людей, вспомните наше занятие и вам наверняка станет спокойнее на душе, ведь вы дотронетесь до любви.
- Приходит время и к каждому из нас прилетает птица любви, прекрасная и сладкоголосая. Она поет такие песни, что не слушать невозможно.
Мы хотим, чтобы из вас к каждому прилетела такая птица и вы были счастливы и все у вас было хорошо.

15.Итог
- Ответьте на вопрос, заданный в начале урока.
- Какая она бывает?
- Какие произведения помогли вам это понять?
- Понравились ли вам игры и задания о любви?
-Какое запомнилось больше всего?
- Так что же такое любовь?

Литература:
1. Ока литературная.- сборник стихов, Н.Новгород, 2006.
2. Сухова О.А. Благоверные святые Петр и Феврония Муромские, М.: Гранд-Холдинг, 2009.
3. Суздальцева Н.В. Муромские легенды и сказания, Муром, 1995.

Источник: http://www.moi-sat.ru/publ/35-0-0-0-1
Категория: Конспекты мероприятий, проводимых с детьми с ОВЗ | Добавил: moiseeva_svetlana (02.06.2017) | Автор: Моисеева Светлана Николаевна E
Просмотров: 1103 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемы коллеги!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт,возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024