Интегрированный урок по грамматике и развитию речи для учащихся 5 класса (1 вида) "Чем славится русская земля. Глагол"
Технологическая карта урока «Чем славится русская земля. Глагол»
Цель: закрепление изученного теоретического материала по теме «Глагол» Задачи: повторить грамматические признаки глагола; развивать устную и письменную речь учащихся, развивать навыки самостоятельной работы; воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за Россию.
Личностные УУД: положительно относится к учению, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные УУД: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, умение давать оценку своей работе Познавательные УУД: анализ материала, применение теоретических знаний на практике Коммуникативные УУД: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; приобретает опыт работы в паре, оценивает знания партнёра.
Этап урока, описание задания Описание деятельности учителя Деятельность ученика
1. Оргмомент. Приветствие учителя (слайд1) Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Настраивает учеников на учебную деятельность Слушают учителя
2. Мотивация к учебной деятельности (слайд 2,3) Ребята, составьте предложения из этих слов: Зовут, Вовка, меня. Живём, в России, мы. В путешествие, вас, приглашаю, я. Путешествовать, на ковре – самолёте, мы, будем. Ребята, во время путешествия мы узнаем, чем славится русская земля. Мотивирует учащихся к осознанному овладению знаниями Ребята составляют предложения, слушают, исправляют, дополняют, оценивают друг друга; читают тему урока
- Я считаю, что надо сделать так, а как ты считаешь?
3. Целеполагание - Какую тему мы изучаем на уроке грамматики? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке во время путешествия? - Сформулируйте для себя цели урока, закончив два предложения «Я хочу повторить...» «Я хочу лучше запомнить...» Задаёт вопросы, помогающие подойти к формулировке целей урока Ребята отвечают на вопросы, дополняют предложения и определяют цель урока
4. Речевая зарядка А А_ А_____ ЛА _ ЛА___ ГЛА_____ О О_ О____ ГО_ ГО__ ГОЛ ГЛА__ГОЛ ГЛАГОЛ Следит за правильным, чётким произношением звука, за правильным ударением в словах; исправляет, помогает. Читают вместе, чётко произнося отрабатываемый звук.
5. Выяснение степени усвоения пройденного материала Взаимопроверка - Вспомните всё про глагол и задайте друг другу вопросы. - Поставьте друг другу оценки. Спрашивает, какие оценки поставили, просит объяснить, почему Работают в парах: задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы, слушают, исправляют, дополняют, оценивают друг друга
6. Повторение изученного материала. Применение на практике полученных знаний.
a) Дымковская игрушка. В селе Дымково издавна существует русский народный промысел. Его мастера создают нарядные и весёлые фигурки. Дымковскую игрушку лепят из глины и раскрашивают красками.
Задание: к сказуемым поставить вопросы и указать время глаголов.
Чтение с лица: -Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: Что делаю? Что делаешь? Что делает?
b) Хохломская посуда.
Хохломская посуда-это блюда, ковши, ложки. Всё делают из дерева. Обычные предметы хохломские художники украшают изображением цветов. Чтобы деревянная посуда стала блестящей, её покрывают порошком, потом лаком и ставят в печь.
Задание: из третьего предложения выписать глагол, изменить его по лицам и числам настоящего времени. c) Рязанский сарафан. Сарафан - старинная русская одежда. Раньше сарафан (носить) мужчины. Это была свободная рубаха с длинными рукавами. Сарафан, платье без рукавов, женщины (начать) носить 300 лет назад. Их (украшать) складками, вышивкой. На сарафанах (вышивать) ярких птиц, цветы.
Задание: употребите глаголы из скобок в прошедшем времени. Самопроверка
Весёлая минутка d) Филимоновская игрушка.
Эту игрушку делают из глины. Ярко-красные, зелёные полоски, кружочки украшают фигурки, делают их привлекательными для людей.
Задание: к словам игрушка, привлекательные придумать однокоренные глаголы в неопределённой форме. Самопроверка Чтение c лица: -Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать?
e) Валдайские колокольчики. Валдай находится в центре России. Давным-давно московский князь приказал разбить на Валдае новгородский колокол. Колокол разбился на мелкие части. С тех пор начали звенеть валдайские колокольчики.
Задание: словосочетание начали звенеть замените глаголом 3-го лица множественного числа настоящего времени Самопроверка Ставит задачу, сообщает алгоритм действий. Спрашивает, как справились с работой.
Прочитайте третье предложение.
Выполняют упражнения - Это задание лёгкое. - Это задание (не)трудное.
- Я выполнил задание, проверьте мою работу. Я выполнил задание без ошибок. Я не допустил ошибок при выполнении задания. Я выполнил задание правильно, безошибочно. У меня нет ошибок.
7. Домашнее задание Вариант 1. Поставь вопросы к глаголам. Определи их время, лицо и число. Удивительные люди-народные мастера. Из дерева, глины, железа и серебра они создали и создают настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, туесок или ложка – глядишь на них и думаешь: до чего же хороши! Вариант 2. Соедините начало и конец пословиц о мастерстве. Определите время, лицо, число, вид глаголов. Хорошая работа а человека по делам Солнце землю красит два века живёт
Дерево ценят по плодам мастера хвалит Всякая работа а человека труд Предлагает учащимся два варианта домашнего задания; спрашивает, какие есть вопросы по выполнению домашнего задания. Записывают дом задание в дневники, задают вопросы.
- Объясните ещё раз, пожалуйста. - Я не успел записать домашнее задание.
8. Рефлексия. - Что мы сегодня делали на уроке? - Давайте, подведём итог. - Каким же был для вас урок? - Выберете один из вариантов карточек: 1. УРОК ПОЛЕЗНЫЙ, ВСЁ ПОНЯТНО. 2. УРОК ИНТЕРЕСНЫЙ, НО МНЕ БЫЛО ТРУДНО. - Какую оценку поставил бы ты себе за работу на уроке? - Сегодня все работали хорошо и получили следующие оценки: … - Молодцы! - Всем спасибо за урок! Помогает сформулировать ответы на вопросы, предлагает оценить полезность урока и как был понят материал урока, раздает карточки с оценкой урока.
Сообщает оценки учащимся, объясняет постановку оценки. Отвечают на вопросы, дают оценку урока, выбирая соответствующую карточку, оценивают свою работу.