Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 20.09.2017, 12:28

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
Конкурс педагогам
Конференция
Фестиваль
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«КО:опыт, возможности, перспективы» » Конспекты мероприятий, проводимых с детьми с ОВЗ

Экологический урок "Путешествие к березке"
Экологический урок «Путешествие к берёзке».

Цель: расширение кругозора, интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, патриотическое, нравственное воспитание, привлечение внимания к экологическим проблемам.
Задачи: 1)Образовательные: познакомить учащихся с элементарными основами экологии, способствовать формированию междисциплинарных связей, таких как литература, география, биология, русский язык, история.
2) Коррекционно-развивающие: корректировать и развивать внимание, память, мышление, развивать интерес к окружающему миру, природе. 3) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Методы: словесный, наглядный, демонстрационный.
Ход урока.
Введение в тему.

Природа. Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, благополучие всего живого на планете. Общение с природой неотъемлемая часть духовной жизни человека. Я хочу начать этот урок словами М.М. Пришвина «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». И эти сокровища нужно охранять.
Человек не может хорошо себя чувствовать без природы, она помогает нам отдыхать, придает силы, снимает усталость. С каким наслаждением мы вдыхаем запах полевых цветов и луговых трав, слушаем пение птиц в лесу, наблюдаем за полетом шмелей, бабочек и стрекоз! Трудно себе представить нашу жизнь без растений. Они кормят, поят, одевают, обувают, лечат нас, вырабатывают кислород, которым мы постоянно дышим. Там, где много растений – легко дышится. Поэтому люди в свободное время стараются как можно больше бывать в лесу, в парке, в сквере - на свежем воздухе. Я хочу продолжить сказанное стихотворением Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя. С № 1.
Сейчас мы с вами отправимся на природу. А чтобы знать, куда именно, нужно расшифровать слова с помощью цифр 18,1,19,20,6,15,10,33. 13,6,19,1. Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. Расшифруйте эти слова (растения леса).
На доске открываю тему «Растения леса».
Что бы вспомнить какие бывают растения, проведем викторину
1) Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы).
2) Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей-стволиков. (Кустарники). 3) У этих растений от корня отходит один толстый стебель-ствол. (Деревья).
Ребята, сегодня мы побываем в гостях у дерева, у какого вы догадаетесь позже. Узнаем о его лечебных свойствах. Узнаем, что является символом страны, в которой мы живём.
Скажите мне, а что такое лес. (Ответы детей: Лес – это место, где растет много растений, это дом для многих животных и птиц). Я хочу дополнить ваши ответы словами о лесе великих людей: « Леса-это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески…Они учат человека понимать прекрасное». (Паустовский).
Основная часть.
Какие растения живут в лесу? Какие самые большие растения? (Ответы детей). Самые большие растения - это деревья!
Итак, задание. Нужно составить из букв части дерева: на доске анаграммы рокни, текви, ловст, ястиль, рако. У деревьев есть корни, ветки, ствол, листочки и кора.
Следующее задание - доскажите словечко:
Эти деревья имеют листья в виде пластинок и называются …(лиственными)
Эти деревья имеют листья в виде иголок-хвоинок и называются…(хвойными)
Какие растения относятся к лиственным? (сосна, лиственница, береза ).С№2
Сегодня мы побываем в гостях у одного из лиственных деревьев, послушайте про него загадку
Клейкие почки,
Зелёные листочки
С белой корой,
Стоит над горой.
Правильно ребята, это берёза - самое любимое дерево русского народа. С № 3,4,5,6.
Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом прекрасного, возвышенного и немного грустного, поэтому многие поэты и писатели обращались к ее образу, называя ее русской красавицей. В стихотворениях поэта Есенина берёза стала символом родины, горячо любимой им России и не только его. Уходившие на войну солдаты уносили в душе своей наряду с близкими и память о родной березке возле своего дома С № 7. Об этом дереве слагали загадки, стихи, сказки, пословицы и поговорки. (Дети отвечают, после этого С № 8,9). И даже песни. А какую песню вы знаете про березу?
Давайте вместе с вами послушаем песню « Во поле берёзка стояла». В это время еще раз прокручиваются слайды 3,4,5,Внимание на экран. С № 10.
Давайте рассмотрим листик берёзы. Какой он формы? Листик берёзы имеет форму сердечка. Что это значит? (ответы детей).Одновременно с листьями березы распускаются цветки. С № 11. Крупные мужские соцветия-сережки видны всем. А мелкие, невзрачные женские почти незаметны на фоне молодой листвы. Ветер раскачивает ветки дерева вместе с длинными мужскими сережками, и иногда становится видным облачко пыльцы. С № 54. В конце лета и в начале осени огромное количество мелких плодов разносится ветром по всей округе. Плод березы - маленький орех с двумя прозрачными крыльями. Если условия благоприятны – он прорастет немедленно, если нет-то пролежит до весны. Из такого семени вырастет стройное дерево. Про берёзку не только слагали песни, стихи, но рисовали великие русские художники.
Слайды картин о берёзе № 12,13,14.
1.Шишкин «Берёза и рябинки»
2. Левитан «Берёзовая роща»
3. Грабарь «Февральская лазурь»
Понравились вам картины? Что изображали художники? (Художники изображали символ нашей страны – берёзку, самое любимое дерево русского народа).В поэзии березку сравнивается с образом русской девушки.
Слайды девушка и берёзка № 15,16.
Давайте и мы сравним и найдем что же у них общего? (Ответы детей).
Под тонкой и белой корой находится береста-это пробка, как у дуба (демонстрация бересты). Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы-чечевички. Береста не пропускает ни воду, ни газы, и через рыхлую ткань чечевичек поступает кислород, необходимый для дыхания дерева. Если ранней весной поранить ствол березы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения, потому что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.
Что раньше использовали люди заместо бумаги? Ответы детей: давным-давно, когда люди не умели делать бумагу, на бересте писали берестяные грамоты, которым 700- 800 лет, некоторые сохранились и до наших дней. Как вы думаете, удобно ли было писать на этих грамотах? ( Дать попробовать написать ручкой или карандашом на предварительно подготовленной бересте.)
И в наши дни берёзка приносит пользу для здоровья. Какие болезни лечит береза?
( Ответы детей.) Из берёзовых почек делают отвар, его используют как мочегонное и желчегонное средство, из листочков делают веники. С №17. Весной, когда начинается сокодвижение, люди собирают и пьют берёзовый сок, он очень полезен. С № 18,19. Ребята, а вы знаете какая необычная берёза растёт у нас на Камчатке?
Каменная берёза. С № 20.21.
Каменной березу называют в основном из-за того, что растет она на камнях. На ее стволах и ветвях лохмотьями висит отслаивающая кора. Но и древесина ее – необычайно плотная и тяжелая, как камень, даже тонет в воде. Каменная береза в суровых условиях Камчатки среди холодов и вулканов живет довольно долго – до 300 или 400 лет.
Ребята, как вы считаете, в лесу мы гости, друзья или хозяева? А если мы гости, то должны выполнять заповеди С.22, если друзья С. 23, а если хозяева? (Ответы детей).
А как сейчас человек относится к «зеленому золоту» планеты? Что вы знаете о вреде, приносимом лесу человеком? 1) Человек часто разводит огонь в лесу, что может привести к лесному пожару. Основная причина пожаров – небрежное обращение с огнем: не затушенные костры, спички, окурки. 97% лесных пожаров возникает по вине человека. С 24,25,26. 2) Бросает мусор. С 27.
3) Ломает ветви деревьев. С 28.
4) Вырубает деревья. С 29,30,31,3, 33,34.
Учащийся читает стихотворение В. Орлова
Леса уходят Жалко мне леса
Уходят ели сосны и березы
Рябины гасят пламенные гроздья
Осинников смолкают голоса
Когда-то жили в тех лесах дубы
И ясени и золотые клены
Куда им деться от такой судьбы
Спасайте люди океан зеленый. С № 35.
Вырубка лесов началась на заре человеческого общества и по мере его развития возрастала, так как потребность в древесине и других продуктах леса быстро увеличилась. За последние 10000 лет на Земле сведено 2/3 лесов. Поэтому говорят: человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни. Тревогу всего мира вызывает интенсивная вырубка вечнозеленых тропических лесов. Двадцать лет назад тропические леса исчезали со скоростью 21 га в минуту, сейчас этот процесс ускорился до 26 га в минуту. А что произойдет, если человек вырубит все леса на Земле, заменив их полями и пастбищами? (Ответы детей: высохнут озера, разрушится плодородный слой почвы, будут часто возникать засухи и пыльные бури, понизится уровень грунтовых вод, более засушливым станет климат).
Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (Охранять лес от пожаров, бороться с браконьерством, уменьшить вырубку лесов, высаживать деревья, заносить исчезающие деревья в красную книгу.) Какая служба у нас в поселке занимается посадкой лесов? (Лесхоз.) Охраной лесов (Лесоохрана.) С. 36. Как она называется у нас? ( Охрана камчатских лесов). А что можешь сделать ты для леса вокруг нашего поселка? 1.Не ломать ветки деревьев и кустарников.
2.Не повреждать кору деревьев.
3.Не собирать березовый сок (это вредит дереву).
4. Не разводить огонь в лесу. С 37, 38, 39.
5.Посадить деревья. С № 40. Каждое посаженное дерево непременно сохраняет особенности того, кто его сажал. И будто человек не дерево посадил, а сам себя с хорошей стороны увидел.
6.Взять шефство над каким – либо деревом.
7. Не уничтожать птиц, не разорять гнезда С 41.
Дальше учащийся читает стихотворение К. Кулиева
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда
Когда над рощей буря злиться.
Храните дерево от топора.
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень когда стоит жара.
Храните дерево – оно живое!
У многих чувство Родины связано с землей, на которой он родился, где он весной может видеть как выходят на опушку леса березки, греются в теплых лучах между елками, и тут-же стоят разные сухие травинки. И чистый запах снега на солнце уносит в лазурь к первым летним кучевым облакам. Вы идете по лесу и открываете то былинку, то птицу, то веточку, то зверька, и все далее, без конца по необъятной, неисходной стране. Радостно каждому глубоко вздохнуть чистым воздухом под пологом сомкнутых кронами деревьев. Но человек иногда так относится к природе, что хочется крикнуть Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом и дубрав. С № 42
Итог урока.

Хочется завершить урок словами М. Пришвина «Вставай же, мой друг! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!» С № 42,43.
Рефлексия. Что узнали нового? Чем понравилось занятие? Что еще бы вы хотели узнать? В заключении выполним практическую работу (раскрашивают листик березы на местах). Слайд листика на экране, звучит песня «Березонька».

Библиография:1) Учебник для 7 специального класса (по 8 виду) по биологии под редакцией З.А. Клепининой. 2) Учебник для 7 специального коррекционного класса (по 8 виду) по истории под редакцией Б. П. Пузанова. 3) Учебник для 8 специального коррекционного класса (по 8 виду) по русскому языку под редакцией Н.Г. Голунчаковой . 4) Экология. Учебное пособие для 10-11классов средней школы под редакцией С. В. Алексеева. 5) М. М. Пришвин. «Календарь природы».
6) « Я познаю мир». Биология.
7) Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс под редакцией А.А. Плешакова.
8) Интернет-ресурсы Jandex. ru /imaqes > охрана березы (картинки)

Источник: https://yadi.sk/d/nx-Nktz23Knnhd
Категория: Конспекты мероприятий, проводимых с детьми с ОВЗ | Добавил: olyakuzoyatova (06.07.2017) | Автор: Презентация, рисунок, песни
Просмотров: 51 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая, Ольга Игоревна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущенак участию во Всероссийской научно-методической конференции "Коррекционноеобразование: опыт, возможности, перспективы".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийской
научно-методической конференции "Коррекционное образование: опыт,
возможности, перспективы" на сайте Факультета коррекционной педагогикиобразовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты
его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, Соколова Ольга Николаевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017