Тема. О дружбе и друзьях. Цель. Расширить знания детей о дружбе. Обсудить с обучающимися смысл слов «дружба», «друзья». Задачи: коррекция и развитие различных анализаторов, разных сторон речи обучающихся, активизация эмоционально-волевой сферы детей, воспитание культуры поведения, вежливости, нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, внимательно и заботливо относиться друг к другу. Оборудование: аудиозаписи песен «Улыбка» (муз. В Шаинского, сл. М. Пляцковского) из мультфильма «Крошка Енот», «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) из мультфильма «Тимка и Димка», В. И. Даль «Толковый словарь». Ход познавательного часа . I. Организационный момент. Под музыкальное сопровождение песни «Настоящий друг» обучающиеся входят в класс.
II. Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас! Коммуникативная готовность. Дружески улыбнитесь, возьмитесь за руки в хороводе и по цепочке пожатием руки передайте друг другу хорошее настроение, добрые пожелания.
III. Вступительное слово. - А чему посвящен наш сегодняшний познавательный час, я надеюсь, вы мне подскажете сами. На экране открывается запись:
ДРУЖЕЛЮБНЫЕ РЕШИТЕЛЬНЫЕ УМНЫЕ ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ БОЕВЫЕ АКТИВНЫЕ
Какое слово «спряталось в выделенных буквах»? (Дружба)
IV. Итак, разговор нашей сегодняшней встречи будет «О дружбе и друзьях». 1. «Мозговой штурм». Работа над понятием слова «дружба». - Как вы понимаете выражение «дружба»? (После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение). Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». 2. Работа со словарём. В словаре В.И. Даля слово «дружба» толкуется так: Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов. - «Зачем дружба нужна людям?»
3.Послушайте стихотворение о дружбе: Ученик: Дружба-главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда-не беда, Если рядом друзья настоящие. - Зачем человеку друзья?
V. Творческая работа «Друг - это...» Давайте вместе подумаем, кто такой друг. -Какого человека мы можем назвать другом? Друг-это тот, кого нам вечно не хватает. Друг-это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого. Друг-это тот, кто делает тебя лучше, умнее, добрее, сильнее лишь для того, чтобы ты делал добро не ему одному, а всем людям. (Обсуждение).
-Как вы считаете, при каких условиях наш класс может быть дружным или может жить дружба отдельных ребят друг с другом? (Идёт обсуждение). «Конечно, если будут общие переживания, взаимопонимание, внимательность и доброжелательность друг к другу»
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. - А как вы думаете, с чего начинается дружба? - Наверное с улыбки. – Верно, дружба начинается с улыбки. В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого и начинаются дружеские отношения. Также считают поэт М.Пляцковский и композитор В.Шаинский, которые написали песню «Улыбка» - Звучит песня «Улыбка», дети подпевают. - У кого есть в классе друзья? (ответы детей) -Умеем ли мы выбирать друзей? Легко ли вам это удаётся? Давайте поиграем. Задание: Из перечисленных ниже достоинств, которые было приятно видеть у ваших друзей, отметить два, которые вы цените выше других:
Учитель: – Есть много произведений детских поэтов, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти стихотворения. Например:
1.Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет... (С. Михалков)
2) Мы друзья – два Яшки, Прозвали нас "двояшки". – Какие непохожие! – Говорят прохожие. (А. Барто)
3) Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. (М. Пляцковский)
Учитель: Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
VI. Игру «Собери пословицу» Для каждой команды – набор пословиц. Нужно собрать пословицы правильно. 1 команда: Без друга …(в жизни туго). Был бы друг,…(будет и досуг). 2 команда: Верному другу…(цены нет). Друга ищи, а нашел,..(береги). 3 команда: Для друга ничего…(не жаль). Сто друзей мало, …(один враг — много).
VII. Обсуждение проблемных ситуаций. - Ситуация: "Как бы я поступил?”. 1команда. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. 2 команда. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. 3 команда. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. – Как вы думаете ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению дружеских отношений в коллективе? (Взаимная помощь в учебе, труде). Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать правила дружбы.
VIII. Знакомство с правилами дружбы. - На лепестках «цветка» написаны правила. (Дети по одному выходят, читают правила дружбы и вывешивают цветок на доске). 1. Обращайся к ребятам по имени. 2. Следи за речью. Не говори обидных слов. 3. Не обижайся на правильные замечания и советы. 4. Не бойся просить прощения, если обидел друга. 5. Не жадничай 6. Помогай друг другу. 7. Будь честным.
IX. Рефлексия. -Какой теме был посвящен наш познавательный час? - Что главное в этой теме? - Чему научились? -Какие выводы вы сделали для себя? Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями.
Список использованной литературы: 1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя-М: Просвещение.1991. 2. Даль В. И. Толковый словарь. 3. Жук Л.И. Возьмёмся за руки, друзья! - Минск: Красико-Принт,2009 . 4. Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя –Брянск: «Курсив»,2006 5. Максимова Т.Н. Классные часы,1 класс- М: ВАКО,2011. 6. Павлова Н.В. .Педагогическая практика в начальных классах коррекционной школы. Учеб.-метод. Пособие Изд. центр «Наука»,2009. 7.Тарасова В.Н, Ташина Т.М. Уроки русского языка.1-4 классы.- М:ИЛЕКСА, 2011.Серия «Развивающее коррекционное обучение. Начальная школа».