Программа дополнительного образования «Топонимика Псковского края» представляет собой коррекционно-развивающую работу на основе изучения топонимики края, направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории. Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития учащихся VII вида, а также психофизических процессов учащихся, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития и успеваемости в общеобразовательной школе. Программа направлена на личностно-ориентированное обучение. Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции. Программа дополнительного образования «Топонимика Псковского края» позволяет обучающимся через изучение топонимики: - освоить знания об основных топонимических и краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования; - освоить знания по топонимической истории края, особенностях его исторического и культурного развития; - овладеть умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту; - познакомиться со статистическими материалами, современными технологиями для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; - получить навыки исследовательской и проектной деятельности; - освоить методику сбора топонимических материалов; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации, готовиться к сознательному участию в гражданской жизни своего края. Ожидаемый результат: - учащиеся знакомы с топонимической историей своей города, с её культурными особенностями, традициями, получили информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, гидрографии, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях; - учащиеся обладают информационной компетентностью; - учащиеся умеют пользоваться разными методами при выполнении исследовательской деятельности; - учащиеся большей частью самостоятельно выполняют исследовательскую деятельность в рамках проекта и умеют защищать его; - Сформированность навыков творческой, исследовательской деятельности, умение применять теоретические знания на практике, туристских навыков; - Развитие национальной, социальной, нравственной культуры, навыками толерантного поведения; Педагогическая значимость проводимой краеведческой работы включает следующие положения: - в ходе изучения истории и культуры края в распоряжение учителей школы предоставляются разнообразные краеведческие материалы, собранные учащимися. Данные материалы находят широкое применение в учебной работе при изготовлении различных наглядных пособий (карт, схем, таблиц, диаграмм, рисунков, макетов и т.п.), разнообразного раздаточного материала (вырезки статей из местной печати, воспоминаний участников исторических событий и др.), применяемых на уроках учителями многих учебных дисциплин, наряду с устными сообщениями учащихся-краеведов; - собранные учащимися краеведческие материалы широко используются во внеурочной воспитательной работе при проведении в школе ежегодных научных ученических историко-краеведческих конференций, вечеров, викторин, встреч с известными людьми, выпуске стенгазет; - принимая участие в работе краеведческого кружка, участвуя в походах, работая в экспедициях, библиотеках, музеях у учащихся формируются новые учебные умения и навыки, повышается ответственность за порученное дело, коллективизм; - в процессе внеклассной краеведческой работы учащиеся приобщаются к посильному, для их возраста, общественно-полезному труду, в т.ч. и по уходу за историческими и природными памятниками. На основе собранных материалов готовят доклады и выступают с ними в различных аудиториях; Диагностика: 1. Анкетирование для выяснения отношения учащихся к занятиям. 2. «Карта успешности» (Щербакова С.Г. «Формирование проектных умений школьников» - Волгоград, 2008). 3. Для изучения социальной личности учащихся и уровня их воспитанности была использована методика М.И.Рожкова. Под социальной личностью рассматривались такие понятия как: - Степень социальной адаптированности, - Степень активности, - Степень автономности, - Степень нравственной воспитанности учащихся.