Интегрированный урок по теме : «Роль запятой», 6 класс (русский язык и математика)
Цели урока: • Обобщение и систематизация знаний о запятой; закрепление навыков постановки запятых в предложении. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков уч-ся при выполнении действий над десятичными дробями • Формировать умение выбора знака и места его постановки. Организация деятельности: учебныйс диалог – «ученик - ученик» диалог согласия - «ученик – текст » Здоровьесберегающая составляющая на уроке: работа в группах, свободная посадка, выход к доске .Здоровьесберегающая составляющая на уроке прослеживается как в аспекте предметного содержания (дети наблюдают за тем, как запятая может повлиять на рецепт, на здоровье и жизнь человека).
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверим готовность к уроку. РАБОТА ЗА ЭКРАНОМ : Р. Яз: знаки препинания, запятая, обращение, прямая речь.
Матем: целая часть, дробная часть, десятая, сотая. Эпиграфы урока; «В его возрасте есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо уверенным – это язык или языки, искусство выражать и понимать всякие и во всякой форме мысли, и математика». Л. Н. Толстой
«Математика – это больше, чем наука, это язык». Н. Бор
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности уч-ся Р. Яз Сегодня у нас необычный урок, интегрированный, т. Е урок русского языка и математики. А тему урока вы угадаете сами, если ответите на вопросы. Первая буква ответа будет очередной буквой в угадываемом слове. Дети записывают первые буквы своих ответов, затем читают свои варианты.
Матем. И так, мы начинаем. Начальную букву ответа, записываем на листок (раздать шаблон)
З- В дроби 5/100 число 5 – это числитель, а число 100 – это …(знаменатель) А- Слова одной и той же части речи с противоположным значением …. (антонимы) П – Как называют дроби, в которых числитель меньше знаменателя? (правильные) Я – Буква состоящая из двух звуков (й) и (а) …(я) Т – Как можно назвать дробь 1/3 ? (треть) А – Союз, который употребляется в сложноподчиненных предложениях и стоит в начале алфавита ? (а) Я – Какое ключевое слово объединяет две науки, о которых идет речь в высказываниях (язык) Матем. Какое получилось слово? (проверка по плакату)
Вступительное слово учителей: р. яз. – Ребята, а какой раздел лингвистики изучает знаки препинания? ( Слайд 2. ПУНКТУАЦИЯ) - какие правила пунктуации нужно применить, чтобы правильно расставить запятые. Слайд 3. (Работа по плакату) 1. Куда так кумушка бежишь ты без оглядки ? (для выделения обращений) 2. Она любила танцы книги встречи романтические. (однородные члены предложения). - Зачем мы это делали сейчас? - Чтобы рассказать о запятой. - Да, тема нашего урока «Роль запятой в русском языке».. А проблемный вопрос нашей темы «Зачем нужны знаки препинания в письменной речи ?» (слайд 4)
Матем.-Да, в математических расчетах от положения запятой зависит тоже очень многое. Мы с вами к концу урока попытаемся ответить на вопрос: «Какую роль играет запятая в записи десятичных дробей ?». (слайд 5 ). Если роль запятой велика, помогите мне найти пропавшую запятую.
Слайд 6. Н айди пропавшую запятую. (у каждого уч-ся листочки и 1 большой для проверки).
а) 3,2 + 1,8 = 5 б) 7,36 – 3,36 = 4 в) 1,4 * 5 = 7 г) 63 – 2,7 = 60,3 д) 3 + 1,08 = 4,08 е ) 1,2* 50 = 60 Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Какую роль в этом задании сыграла запятая? (чтоб не потерялся смысл равенств)
Рус. яз. Слайд 8. Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не потерялся смысл предложения
1. Пальцев у него двадцать: пять на каждой рук, десять на ногах. 2. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу. 3. Когда солнце село, с шумом и ревом прошло стадо. Возможны ответы уч-ся: • Каждое предложение имеет по два значения, свой смысл. • От неправильной расстановки запятых смысл предложения может измениться. • Отсутствие запятой может привести к непониманию и даже к серьезным недоразумениям.
Матем.
Ребята, а постаовка запятой влияет на величину числа? Слайд 9. Запишите дроби в порядке возрастания и убывания.(работа в паре Волчков, Иванов) Плакат
Все остальные уч-ся выполняют задание по слайду.
Слайд 10 Самопроверка (обменялись тетрадями )
Рус.яз. Расшифруйте схемы предложений
Работа по плакату
МАТЕМ. Слайд 11. А вы можете расшифровать координаты картинок. Устная работа
Рус. Яз.
Ребята, запятые стали для нас настолько привычны, что мы их просто не замечаем. А между тем они живут самостоятельной жизнью и имеют свою интересную историю.
- как давно появились знаки, как вы думаете ? - у нас в гостях ученые. Послушайте их. СЛАЙД 12 Выступление ученых Диалог ведут С.В. Ковалевская и В.И Даль - Вы не спорте со мной, уважаемый В.И., запятая в математике появилась раньше, чем в русском языке
- Знаете ли, вы, Софья Васильевна, что наиболее распространенным знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в 15 веке. Считается, что это слово произошло от «зацепиться», «задеть». И я, как великий ученый связываю это слово с глаголом «запинать, останавливать, задерживать».
- Да, это очень интересно, умеете вы красиво говорить, Владимир Иванович. Но я привыкла оперировать математическими фактами, вот некоторые из них. Слово «дробь» - от глагола «дробить» (8 век). В первых учебниках математики десятичные числа называли «ломанными числами». В Росси учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году. Вот тогда – то и появилась запятая в математике.
- Вы меня, С.В., убедили. Рус. Яз. Вопросы к детям. СЛАЙД 13 Слайд 14. Два человечка держат лозунг «Требуем запятую!»
СЛАЙД 15
Р.яз. Запятая употребляется в значении: остановка, препятствие, затруднение. Следующее задание: расставьте запятые в предложениях, составьте схемы и дайте характеристику предложения.
1 . Математика является символом мудрости образцом научной строгости эталоном красоты.
2 . Математика дисциплинирует ум приучает к логическому мышлению сказал Лобачевский.
3 . Друзья русский язык это прежде всего Пушкин Лермонтов Лев Толстой Чехов Горький.
Матем. Ребята, тут было сказано, что русский язык - это прежде всего Пушкин Лермонтов Лев Толстой Чехов Горький. А знаете ли вы, что ….
Слайд 16 Работа у доски одного уч-ся
Решение:
30,488 * 5 = 152,44 2,54 * 3 = 7,62 152,44 +7,62 = 160,06 см =160 см
- Мне бы очень хотелось вместе с вами преодолеть вычислительный марафон., он позволит нам повторить все действия с десятичными дробями.
Слайд 17.
- Молодцы! Вы хорошо поработали (каждая ступенька – новый ученик).
СЛАЙД 18
Матем. Ребята, а мы с вами в течении урока отвечали на проблемные вопросы, которые были поставлены в начале урока? «Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?», «Какую роль играет запятая в записи десятичных дробей?».
Ответы уч-ся: - В математике от положения запятой в записи десятичных дробей зависит верность или неверность равенства. Ведь роль десятичных дробей в жизни очень велика. С их помощью строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. - В русском языке знаки препинания нужны, чтобы понять смысл того или иного предложения.
Слайд 19
Просмотр флэш-сказки «Приключения запятой».
Рус.яз.
Запятая помогла однородным членам заполнить пустоту, а вот перед вами жизненная ситуация: Не все знают, что в истории произошел подобный случай. Русской императрице удалось переправить запятую, в приказе императора, тем она спасла жизнь человека. Работа по плакату.
Слайд 20
Выставление оценок по рейтинговой системе оценивания
Сообщаю, что Ваша работа недопущена к участию в конкурсе, в связи с нарушением пунктов 3.3 Требований к конкурсным материалам открытого международного профессионального конкурса "Активные методы обучения в коррекционной педагогике", а именно: архивный файл с материалам размещен не на Яндекс.Диске либо Google.Дискелибо Облако@mail.ru. Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета». С уважением, зам.руководителя комиссии "Технический эксперт" Светличная М.Л.
Уважаемая коллега! Сообщаю Вам, что данный материал размещен не на Яндекс.Диске либо Google.Диске либо Облако@mail.ru. В соответствии с п. 3.4 Требований к конкурсным материалам открытого МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГОВ «Активные методы обучения в коррекционной педагогике» Вы имеете право в течение 5 суток после размещения настоящего сообщения, то есть до 8 часов «14» апреля 2015 г. (по московскому времени), повторно разместить свой материал на официальном сайте Конкурса. Перед размещением материала советую внимательно ознакомиться с Инструкцией по размещению конкурсных материалов. При возникновении затруднений Вы можете изучить рекомендации по решению наиболее часто встречающихся проблем, размещенные на Форуме общие вопросы Конкурса и в разделе «Часто задаваемые вопросы» . Напоминаю, что в случае не устранения данных нарушений, по истечении указанного выше срока материал может быть не допущен к участию в Конкурсе в соответствии с п.п. 3.2–3.4 Требований к конкурсным открытого МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГОВ «Активные методы обучения в коррекционной педагогике» Технический эксперт - Светличная Мария Леонидовна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]