Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 21.07.2024, 02:10

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог файлов

Главная » Файлы » Предметы естественно-математ. цикла, информатика » Математика

"Треугольник. Элементы треугольника".
[ · Скачать удаленно (20,6 МБ) ] 29.12.2016, 23:38
Урок математики в 5-м классе по теме: "Треугольник. Элементы треугольника".
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
1.Образовательные:
ввести понятие треугольника, его элементов, обозначение;
познакомить учащихся с “жесткостью” треугольника; аппликация новогодней открытки;
2.Развивающие:
развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, учить самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности.
3.Воспитательные:
воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: клей, ножницы, треугольник( макет из проволоки), флексагон.
Планируемые результаты учебного занятия
Предметные: ввести понятие треугольника, научить различать на чертеже треугольники, правильно называть элементы треугольника.
Метапредметные:
регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности,
коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения,
познавательные: уметь строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания.
Ход урока.

1.Оргмомент.
Цель: включение в деловой ритм настрой на урок

Здравствуйте, ребята,
Прошу занять свои места.
Сегодня проведу
У вас урок такой,
Который будет посвящен
Фигуре геометрической одной.

Положите свою ладошку на лист, лежащий перед вами. Обведите ладошку. Посмотрите на ладошку соседа. Ладошки получились разные. Почему они разные? Мы сами разные. Мыслим по-разному. Отвечаем по-разному. Но мы учимся понимать друг друга. Напишите на ладошке себе пожелание, как вы будете работать, отвечать, помогать другу, помогать соседу по парте. В конце урока проверим, смогли ли вы спрогнозировать свой успех.
2.Постановка познавательной задачи.
Цель: организация учащихся по принятию познавательной задачи.

Слайд 1
В Атлантическом океане есть место. Загадочное, интересное. О нем много написано, сняты фильмы. Это место, расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.
-Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам, наверное, известное. Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок?
- Треугольнику.
Слайд 2
Тема нашего урока “Треугольник. Элементы треугольника.” Составим кластер (алгоритм, по которому будем работать) по теме «Треугольник». (Работа в парах по составлению вопросов для кластера). Что получилось?
3.Усвоение новых знаний.
Цель: ввести понятие треугольника, его элементов, обозначение; ознакомить учащихся со свойствами треугольника; побуждать детей “добывать” новые знания.

- С какого вопроса начнем изучение темы?
Заостряем вопрос на том, «какая фигура называется треугольником».
-У вас на партах лежат рабочие листы. В течение урока мы будем их заполнять. Итак, начнем. Отправляемся в путешествие по стране треугольников.
Слайд 3
Жили-были три подружки в разных домиках своих.
Три весёлых хохотушки, точками все звали их.
Между этими домами реки длинные текли,
Точки очень не хотели ножки промочить свои.
И тогда они решили между домиками взять
Сделать мостики большие, чтобы в гости прибегать.
Мост с мостом соединился, треугольник получился.

В рабочих листах отметим три точки, обозначим их прописными латинскими буквами А, В и С. Соединим их попарно ( по две) отрезками /на доске должны быть рассмотрены два случая : три точки лежащие и не лежащие на одной прямой/.
Что получили?
- В одном случае Δ АВС, а в другом – треугольник не получился (треугольник “выродился” в отрезок).
-Так что такое треугольник? /Учащиеся заполняют пропуски в определении треугольника в рабочих листах/. (слайд 4).Сравниваются определения свои и
на слайде 4.
1.Определение треугольника.
Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из _____ точек, не лежащих на одной прямой и ______ отрезков, соединяющих эти точки.
После показа вывод:
Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков.

- Вместо слова “треугольник” употребляют знак . Запишем Δ АВС. (прочитаем) Ребята, эти три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами. Запишем А, В, С. Отрезки – это стороны треугольника. Сколько их? (Работа в парах) Записываем АВ, АС и ВС.
Какие элементы есть еще у треугольника? (Выясняем, записываем). Итак, у треугольника есть три угла .Три стороны, три угла, три вершины – всё это элементы треугольника.(Заполняют рабочие листы).

Элементы треугольника ABC:
вершины:______________
стороны:_______________
углы:__________________

Стороны треугольника имеют ещё одно название: основание и боковые стороны.

Слайд 5
А теперь рассмотрим свойства (работа с моделями):
- У меня в руках четырёхугольник. Не меняя длины сторон, могу я изменить форму?/Да. Попробуйте/. А если взять треугольник? (Работа в группах. Ребята выясняют, можно ли изменить форму треугольника. Работа с моделями)
- Вывод (после обсуждения): Треугольник – “жесткая” фигура. Если заданы три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике. Например:
Слайд 6
Примеры:
1) Делая садовую калитку, обязательно прибивают планку /доску/, иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придаёт калитке прочность, иначе её перекосит.
2) Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость.
3) При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники.
Слайд 7 -8
4) Ножки стула крепятся планками, чтобы стул был устойчивым.
Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее.

4. Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, Прямо встань.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
всем улыбки подарить.

Слайд 9-12
5. Продолжим знакомство с треугольниками
Где встречаются треугольники в нашей жизни?
1.Треугольник в науке.
Прочитайте, как дают определение треугольника в энциклопедии.
Треугольник — это часть плоскости, ограниченная тремя точками, не лежащих на одной прямой, и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки. Три точки, образующие треугольник, называются вершинами треугольника, а прямолинейные отрезки — сторонами треугольника. Стороны треугольника образуют в вершинах треугольника три угла.
2. Треугольник в архитектуре.
Самая большая египетская пирамида (гробница египетского царя- фараона) - это пирамида Хеопса, ее высота- 146 метров. Она, как и все пирамиды, состоит из треугольников.
Пирамида Цестия – самая старейшая в Европе. Находится в Италии, в городе Риме. Построена из бетона. Высота 36 метров, ширина 30.
Треугольная фигура используется при строительстве для создания крыш, шпилей.
Практическая работа.
Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла пользовались следующим приемом. Бечевку делили узлами на 12 равных частей и концы связывали. Затем бечевку растягивали на земле так, чтобы получался треугольник со сторонами 3, 4, 5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла со сторонами 3,4,5 иногда называют египетским.
3.Треугольник в природе.
"Бермудский треугольник" – получил дурную славу. Этот треугольник находится в Атлантическом океане. В этом треугольнике часто совершенно бесследно исчезают суда и самолёты.
Рыбы скалярии тоже имеют треугольный вид, это самая распространённая рыбка в аквариуме. Родина скалярий - Южная Америка. Родовое название этой рыбки переводится как крылатый лист. На западе её называют рыбка-ангел. Срок жизни в аквариуме около 10 лет.
4.Треугольник в дорожном движении и не только.
Предупреждающие знаки в дорожном движении имеют треугольную форму. Эти знаки «говорят» о приближении опасного участка дороги.
Треугольную форму имеют знаки, которые предупреждают о ядовитости веществ.
5.Треугольник в астрономии.
Треугольник-(лат. Triangulum). Так называется Созвездие Северного полушария неба. Наилучшие условия для наблюдений - в октябре, видно на всей территории России.
6.Треугольник в музыке и искусстве.
Треугольник - ударный музыкальный инструмент: стальной прут , согнутый в виде треугольника . Треугольник подвешивают и ударяют по нему металлическим стерженьком. Звук инструмента яркий, звенящий. Применяется в оркестрах и инструментальных ансамблях. Художники используют треугольники для удобства рисования. Примеры использования разбиения на треугольники можно наблюдать в работах Леонардо да Винчи.

Слайд 13
Какой праздник приближается? (Новый год) что принято дарить (получать) на Новый год? Давайте с вами сделаем подарочную открытку при помощи треугольников.
Алгоритм изготовления:
1) Берём заготовки прямоугольников ( 2 детали)
2) Сворачиваем пополам по образцу учителя
3) Проводим диагональ
4) Отрезаем
5) Получаем два треугольника.
6) Находим середину листа – основы
7) Приклеиваем ствол
8) Приклеиваем треугольники по образцу учителя
9) Украшаем.

Слайд 14
Найдите лишнее слово: сторона, вершина, основание, диаметр, периметр.
Сколько всего треугольников изображено на рисунке?

(9)
Слайд 17
7.Итог.
-Подведем итог урока, помощником возьмем стихотворение Льва Шеврина:
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды-трудные дела
Мы трижды совершим.
- О какой геометрической фигуре идет речь в стихотворении?
- О треугольнике.
- “ Три стороны и три угла
И столько же вершин”. Чему посвящены эти строки?
- Элементам треугольника. ( гиперссылка)
- Какие “трудные дела мы трижды совершили”?
1) Определили, что такое треугольник.
2) Рассмотрели два свойства треугольника. Рассмотрели, где встречаются и применяются треугольники.
3) Говорили о пространственных родственниках треугольника. Сделали новогоднюю открытку.

Вернемся к ладошке, которую рисовали в начале урока. Посмотрите на то, что вы на ней написали. Совпали ли ваши пожелания с тем, что вы получили в конце урока. (Выясняем, что не у всех ребят полное совпадение написанного с полученным. Выясняем почему так получилось.)

Оценка работы ученика

Оценка работы класса

Оценка работы учителя



Найдите закономерность выставления оценки.

Предлагает ответить на вопросы:
Сегодня на уроке я узнал …
Было интересно ….
Было труднее всего ...
Я выполнил задание …
Я понял, что ...
Мне понравилось на уроке …
Я научился …
Теперь я самостоятельно могу …
Меня удивило то, что …

Закончим урок словами великого ученого Галилео Галилея: «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».

Слайд 15-16
Если останется время
Существует интересная геометрическая игрушка - флексагон, что означает «гнущийся» многоугольник, который состоит из 10 равносторонних треугольников, которая тоже является родственником треугольника, так как её поверхность состоит из треугольников. Флексагон обладает удивительной способностью внезапно менять форму и цвет, выворачиваясь на «изнанку» (демонстрация флексатона)
Игрушка вам понравилась? Пусть флексагон останется доброй памятью о нашем уроке, который был посвящен треугольнику.
Категория: Математика | Добавил: Lydmila_24-04-1971Dorkina
Просмотров: 1040 | Загрузок: 525 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
Уважаемая Людмила Владимировна!
Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию во ВТОРОМ ВСЕРОССИЙСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ПЕДАГОГОВ «Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной педагогике», т.к. материал не открывается.
Доработка, редактирование или иное изменение ранее размещенных Конкурсных материалов не допускается.
Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета».
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

Уважаемая Людмила Владимировна!
Сообщаю Вам, что Ваш материал не открывается. Вы имеете право в течение 5 суток после размещения настоящего сообщения, то есть до 15 часов «4» января 2017 г. (по московскому времени), повторно разместить свой материал на официальном сайте Конкурса. Перед размещением материала советую внимательно ознакомиться с Инструкция по размещению материалов. При возникновении затруднений Вы можете изучить рекомендации по решению наиболее часто встречающихся проблем, размещенные на Форумах участников и технических вопросов.
Напоминаю, что в случае не устранения данных нарушений, по истечении указанного выше срока материал может быть не допущен к участию в Конкурсе.
С уважением, технический эксперт Сенникова Екатерина Николаевна

3 Lydmila_24-04-1971Dorkina  
Здравствуйте Екатерина! Извините, что  не смогла ответить, уезжала. Теперь наверно уже поздно.

Людмила Владимировна, Вы можете представить другой материал в этой или другой номинации.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024