Программа представлена учителем-логопедом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звездочка» Унгефуг Евгенией Николаевной. Современное дошкольное образование призвано обеспечить всестороннее полноценное развитие личности каждого ребенка, создать условия для сохранения и укрепления его физического, психического и нравственного здоровья, а так же равных стартовых возможностей для всех детей, в том числе и для детей с особыми возможностями здоровья, к которым относятся и дети с речевыми нарушениями. Предлагаемая программа «Звуковичок» отражает систему логопедической работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием на логопункте, сложившуюся в результате многолетней практики. Коррекционный блок программы рассчитан на дошкольников 6-7лет. В Программе представлены теоретические основы, практические разработки и результаты. Программа «Звуковичок», может быть использована учителями-логопедами, работающими в ДОУ общеобразовательного вида. Представленный практический материал может быть использован в работе с детьми, посещающими и логопункт, и специальные логопедические группы. Актуальность. Возможность оказания помощи детям только на логопункте, отсутствие разработанных и утвержденных программ и методических пособий, пригодных для использования в ДОУ общеразвивающего вида – в этих условиях большую актуальность приобретает необходимость создания программы, учитывающей имеющиеся условия и обеспечивающей стабильный положительный результат коррекционной работы. Данная программа оказания помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях логопункта представляет собой систему работы, сложившуюся в результате многолетней практики. Программа разработана на основе программ и методических рекомендаций: 1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи– М.: Школьная пресса, 2004. 2. Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971. Цель программы: успешное преодоление речевых нарушений у детей с ФФН в условиях логопункта. Задачи: 1. Формировать полноценные произносительные навыки. 2. Развивать фонематическое восприятие. 3. Развивать навыки языкового анализа и синтеза и первоначальные навыки грамоты. 4. Совершенствовать лексико-грамматический строй через привлечение внимания к процессу словообразования и словоизменения. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа), срок обучения 1 год. Занятия проводятся с октября по май. Принципы организации коррекционно-развивающей деятельности. принцип гуманизации педагогического процесса – обеспечение психологического комфорта детям; принцип комплексного подхода к изучению дисфункции речи и психического развития ребенка; принцип развития - вся работа строится с учетом зоны ближайшего развития ребенка; принцип учета ведущей деятельности ребенка – занятия планируются в игровой форме; онтогенетический принцип - коррекционно-логопедическое воздействие ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе; коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи – основанный на последовательном усложнении речевых операций; активизация речевой практики – употребление различных форм речи в меняющихся условиях общения, обеспечение речевой активности детей в различных видах деятельности. Педагогические технологии, применяемые в процессе реализации программы. Технологии педагогической поддержки. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежёст¬ким, демократическим управлением и яркой гуманистичес-кой направленностью содержания. Игровые технологии. Разработкой теории игры в отечественной педагогике занимались Л. С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к познавательной деятельности. Метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Применение на практике метода наглядного моделирования дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин придавали исключительное значение в психическом разви¬тии и обучении ребёнка знаковым системам. Они пришли к выводу, что в процессе своего психического развития человек со¬вершенствует работу своего интеллекта главным образом за счёт развития особых технических «вспомогательных средств мышления и поведения», имеющих знаково-символическую форму. Развивающие технологии. В основе технологий развивающего обучения лежат труды Песталоцци И.Г., Ушинского К.Д., Выготского Л.С., который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития. Под развивающим обучением активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Технологии проектной деятельности. Технология направлена на развитие творческих способностей и логического мышления, выработку самостоятельных исследовательских умений, объединяющая знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающая к конкретным жизненно важным проблемам. ИКТ. Создание положительной мотивации является одной из центральных задач в логопедической работе. Одним из средств повышения мотивации у дошкольников, является использование компьютерных технологий (Лизунова Л.Р., Лынская М.И.). Внедрение компьютерных технологий в логопедический процесс, вызывает у детей положительные эмоции, все предлагаемые задания выполняются с интересом. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, памяти и внимания. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать волевые качества: самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость. Здоровьесберегающие технологии. Особенности психофизического здоровья детей с речевыми проблемами (двигательные нарушения, инертность психических процессов, эмоциональная лабильность) требуют обеспечения условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников в процессе логопедического воздействия. Одним из таких условий является применение системы методов педагогики оздоровления (В.А. Деркунская, Е. В. Михеева, И.С. Козлова, А.М.Сивцова). Использование здоровьесберегающих технологий в процессе логопедических занятий позволяет создать условия для снятия напряжения и снижения усталости, повышения настроения и жизненного тонуса, и как следствие данные меры обеспечивают внимание и работоспособность ребенка на протяжении всего занятия, что обеспечивает, в конечном итоге, положительный результат. Методы и приемы. Методы организации деятельности педагога: организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный. эмпирические методы: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов. количественный и качественный анализ результатов диагностики. Методы организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковые; словесные; наглядные; практические. Содержание программы разбито на темы - блоки, которые раскрывают модель организации логопедического процесса в ДОУ, основные направления и формы работы, организацию и содержание коррекционных занятий, взаимодействие логопеда с участниками коррекционно-развивающего процесса, организацию сотрудничества с родителями. Результативность реализации программы «Звуковичок». В результате реализации программы «Звуковичок» дети, страдающие фонетико-фонематическим недоразвитием речи: овладевают правильным звукопроизношением овладевают умением выделять, опознавать и различать звуки речи; овладевают звуко-слоговым и звукобуквенным анализом и синтезом; приобретают первоначальный навык послогового чтения; усваивают понятие «предложение», овладевают умением определять количество слов в предложении и составлять предложение из заданного количества слов; овладевают навыками правильного словообразования и словоизменения; формируется умение ориентироваться и навык аккуратной работы в тетради; совершенствуется мелкая моторика; совершенствуются психические процессы – внимание, память, мышление. Заключение. Реализация представленной программы позволяет добиваться стабильных положительных результатов в коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников. Практическая значимость представленной программы состоит в том, что разработаны и определены пути совершенствования логопедической работы с детьми, страдающими ФФН в условиях ДОУ общеразвивающего вида, разработана модель сотрудничества всех участников коррекционного процесса, внедрены инновационные технологии здоровьесбережения и коррекции речи, что способствует оптимизации логопедической работы и позволяет осуществить преемственность в целях, задачах и содержании коррекционно-педагогической деятельности, осуществляемой учителем-логопедом.