Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 23.07.2024, 11:03

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог файлов

Главная » Файлы » Логопедия-Программы » Фонетикофонематическое нарушение речи

программа логопедической помощи детям Звуковичок
[ · Скачать удаленно (19,9 МБ) ] 26.01.2014, 18:42
Программа представлена учителем-логопедом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звездочка» Унгефуг Евгенией Николаевной. Современное дошкольное образование призвано обеспечить всестороннее полноценное развитие личности каждого ребенка, создать условия для сохранения и укрепления его физического, психического и нравственного здоровья, а так же равных стартовых возможностей для всех детей, в том числе и для детей с особыми возможностями здоровья, к которым относятся и дети с речевыми нарушениями. Предлагаемая программа «Звуковичок» отражает систему логопедической работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием на логопункте, сложившуюся в результате многолетней практики. Коррекционный блок программы рассчитан на дошкольников 6-7лет. В Программе представлены теоретические основы, практические разработки и результаты. Программа «Звуковичок», может быть использована учителями-логопедами, работающими в ДОУ общеобразовательного вида. Представленный практический материал может быть использован в работе с детьми, посещающими и логопункт, и специальные логопедические группы.
Актуальность. Возможность оказания помощи детям только на логопункте, отсутствие разработанных и утвержденных программ и методических пособий, пригодных для использования в ДОУ общеразвивающего вида – в этих условиях большую актуальность приобретает необходимость создания программы, учитывающей имеющиеся условия и обеспечивающей стабильный положительный результат коррекционной работы.
Данная программа оказания помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях логопункта представляет собой систему работы, сложившуюся в результате многолетней практики.
Программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи– М.: Школьная пресса, 2004.
2. Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
Цель программы: успешное преодоление речевых нарушений у детей с ФФН в условиях логопункта.
Задачи:
1. Формировать полноценные произносительные навыки.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Развивать навыки языкового анализа и синтеза и первоначальные навыки грамоты.
4. Совершенствовать лексико-грамматический строй через привлечение внимания к процессу словообразования и словоизменения.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа), срок обучения 1 год. Занятия проводятся с октября по май.
Принципы организации коррекционно-развивающей деятельности.
 принцип гуманизации педагогического процесса – обеспечение психологического комфорта детям;
 принцип комплексного подхода к изучению дисфункции речи и психического развития ребенка;
 принцип развития - вся работа строится с учетом зоны ближайшего развития ребенка;
 принцип учета ведущей деятельности ребенка – занятия планируются в игровой форме;
 онтогенетический принцип - коррекционно-логопедическое воздействие ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе;
 коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи – основанный на последовательном усложнении речевых операций;
 активизация речевой практики – употребление различных форм речи в меняющихся условиях общения, обеспечение речевой активности детей в различных видах деятельности.
Педагогические технологии,
применяемые в процессе реализации программы.
Технологии педагогической поддержки.
Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежёст¬ким, демократическим управлением и яркой гуманистичес-кой направленностью содержания.
Игровые технологии.
Разработкой теории игры в отечественной педагогике занимались Л. С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к познавательной деятельности.
Метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Применение на практике метода наглядного моделирования дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин придавали исключительное значение в психическом разви¬тии и обучении ребёнка знаковым системам. Они пришли к выводу, что в процессе своего психического развития человек со¬вершенствует работу своего интеллекта главным образом за счёт развития особых технических «вспомогательных средств мышления и поведения», имеющих знаково-символическую форму.
Развивающие технологии.
В основе технологий развивающего обучения лежат труды Песталоцци И.Г., Ушинского К.Д., Выготского Л.С., который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития. Под развивающим обучением активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.
Технологии проектной деятельности.
Технология направлена на развитие творческих способностей и логического мышления, выработку самостоятельных исследовательских умений, объединяющая знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающая к конкретным жизненно важным проблемам.
ИКТ.
Создание положительной мотивации является одной из центральных задач в логопедической работе. Одним из средств повышения мотивации у дошкольников, является использование компьютерных технологий (Лизунова Л.Р., Лынская М.И.). Внедрение компьютерных технологий в логопедический процесс, вызывает у детей положительные эмоции, все предлагаемые задания выполняются с интересом. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, памяти и внимания. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать волевые качества: самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость.
Здоровьесберегающие технологии.
Особенности психофизического здоровья детей с речевыми проблемами (двигательные нарушения, инертность психических процессов, эмоциональная лабильность) требуют обеспечения условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников в процессе логопедического воздействия. Одним из таких условий является применение системы методов педагогики оздоровления (В.А. Деркунская, Е. В. Михеева, И.С. Козлова, А.М.Сивцова).
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе логопедических занятий позволяет создать условия для снятия напряжения и снижения усталости, повышения настроения и жизненного тонуса, и как следствие данные меры обеспечивают внимание и работоспособность ребенка на протяжении всего занятия, что обеспечивает, в конечном итоге, положительный результат.
Методы и приемы.
Методы организации деятельности педагога:
 организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
 эмпирические методы: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов.
 количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Методы организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми:
 объяснительно-иллюстративные;
 репродуктивные;
 проблемное изложение изучаемого материала;
 частично-поисковые;
 словесные;
 наглядные;
 практические.
Содержание программы разбито на темы - блоки, которые раскрывают модель организации логопедического процесса в ДОУ, основные направления и формы работы, организацию и содержание коррекционных занятий, взаимодействие логопеда с участниками коррекционно-развивающего процесса, организацию сотрудничества с родителями.
Результативность реализации программы «Звуковичок».
В результате реализации программы «Звуковичок» дети, страдающие фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
 овладевают правильным звукопроизношением
 овладевают умением выделять, опознавать и различать звуки речи;
 овладевают звуко-слоговым и звукобуквенным анализом и синтезом;
 приобретают первоначальный навык послогового чтения;
 усваивают понятие «предложение», овладевают умением определять количество слов в предложении и составлять предложение из заданного количества слов;
 овладевают навыками правильного словообразования и словоизменения;
 формируется умение ориентироваться и навык аккуратной работы в тетради;
 совершенствуется мелкая моторика;
 совершенствуются психические процессы – внимание, память, мышление.
Заключение.
Реализация представленной программы позволяет добиваться стабильных положительных результатов в коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников.
Практическая значимость представленной программы состоит в том, что разработаны и определены пути совершенствования логопедической работы с детьми, страдающими ФФН в условиях ДОУ общеразвивающего вида, разработана модель сотрудничества всех участников коррекционного процесса, внедрены инновационные технологии здоровьесбережения и коррекции речи, что способствует оптимизации логопедической работы и позволяет осуществить преемственность в целях, задачах и содержании коррекционно-педагогической деятельности, осуществляемой учителем-логопедом.
Категория: Фонетикофонематическое нарушение речи | Добавил: евгенияунгефуг
Просмотров: 2086 | Загрузок: 776 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.8/4
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
Уважаемая Евгения Николаевна!
Ваша работа допущена к участию в фестивале.
С уважением, куратор Фестиваля "ОКП", Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024