Тема: «Чем мы засоряем свою речь?» Образовательная область: коммуникация + познание + социально – нормативное воспитание Раздел: беседа + дебаты + история России + медицина + биология + философия + научные исследования + возрастная психология + социализация Цель: формировать навыки социально – нормативного поведения. Задачи: - Развивать навыки коммуникативного общения и правильного выражения мыслей, критического мышления. - Продолжать работу по формированию норм и правил поведения. - Развивать желание участвовать в дебатах, воспитывать командный дух соревнования. - Воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми и друг с другом в выполнении определенных заданий. Деятельность педагога Приветствует учащихся и объявляет тему занятия. Побуждает учащихся ответить на вопросы по теме. Приглашает принять участие в дебатах. Побуждает учащихся разделиться на команды. Обращает внимание на структуру занятия и заданий для выполнения. Приглашает принять участие. Ставит проблему исследования – Что значит понятие - «Ненормативная лексика», «Кто считает приемлемым употребление нецензурной лексики в своей речи?», «Что является причиной массового употребления сквернословия?» «Кто из вас употребляет в своей речи - гнилые слова?» Обращает внимание на экран. Побуждает учащихся разделиться на две команды. Первая будет выступать против сквернословия, а вторая попробует доказать, что нет ничего плохого в употреблении нецензурной лексики. Предлагает посмотреть на экран и обратиться к словарю «Что такое ненормативная лексика?». Объясняет учащимся - «Почему люди сквернословят?». Начинает этап разминки. Раздает карточки с пословицами, предлагает разобраться в заданном задании: «Говорит с уха на ухо, а слышно с угла на угол», «Глядит вбок, говорит в сторону», «За худые слова слетит голова», «Язык болтуна до добра не доведет». Задает вопрос: «Как вы думаете почему люди свернословят?». Приводит причины специалистов медицины, биологии, психолгии. Предлагает задание: вспомни литературных героев и персонажей мультфильмов, которых можно назвать в вежливыми манерами и отрицательными. Задание записать в две колонки, отведенное время (5 - 7 минут). Педагог подводит промежуточный итог дебат – игры. Обращает внимание на экран и дает задание: чтение стихов и выражение своего мнения с интонацией Г.Остера и В.Лунина «Вежливый слон?» с тоном упрека, сожаления, шутливо. Побуждает к высказыванию мнений по заданию. Обращает внимание на экран и слайд. Задает вопрос учащимся «Откуда же сквернословие свалилось на наши головы?». Объясняет историю возникновения. Рассказывает о Петре I, книге “Юности Честное зеркало», мифическое происхождение, связанное с ведьмами, ритуалами, половой системой. Приводит учения докторов биологии, академиков медико – технических наук Петра Горяева. Влияние генов, мутации, изменение генетических цепочек, старение организма. Влияние на продолжительность жизни. Организует сценку - импровизацию «О фее – вежливости и Карабасе – Барабасе». Задает вопросы «Как бороться со сквернословием?, «Проводится ли хоть какая - то борьба со сквернословием?» Предлагает ознакомиться со слайдами: борьба в Америке, Космическое влияние, философия жизни. Приводит пример, что сквернословие – это помои с которыми борется, каждая хозяйка на кухне… Приводит пример высказывания Сократа «Каков человек – такова его и речь?» Задает вопрос «Готовы ли вы сейчас излечиться от вируса сквернословия? Призывает к нетерпимости к допущению сквернословия в классах, группах и в семьях. Задает вопрос: Понравилось ли вам занятие? Награждает команду победителей сладкими призами и буклетами о ненормативной лексике.