Организационная
информация
|
Тема урока
|
Сложение и
вычитание без перехода через разряд в пределах 1000
|
Предмет
|
математика
|
Класс
|
5
|
Психолого-педагогическая
характеристика класса
|
В классе по
списку обучаются 11 человек, имеющие диагнозы F- 71. Из них 3
ребенка-инвалида: 2 мальчика- с диагнозом ДЦП (передвижение самостоятельное),
1мальчик с диагнозом эпилепсия.
Из 11 человек: 3
девочки и 8 мальчиков.
Дети этого класса
представляют собой клинически и психологически разнородную группу. Для детей
5 класса характерна неравномерность развития отдельных психических процессов,
что обусловливает чрезвычайную неоднородность показателей развития. Учитывая
сложный состав учеников, к детям предъявляются разноуровневые требования к
овладению
знаниями: 1-й — базовый уровень, 2-й —
минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять
дифференцированный подход к обучению детей с нарушенным интеллектом.
Так как 4
человека поступили в школу только в этом году, то приходится говорить о
неполной сплоченности коллектива. Явного лидера в классе пока нет.
Только три
ребенка воспитываются в полной семье. Два ребенка – воспитанники детского
дома.
|
Автор/ы урока
(ФИО (полностью), должность)
|
Дегтярева Юлия
Адольфовна, учитель
|
Образовательное
учреждение
|
ГОБОУ
Кандалакшская коррекционная школа-интернат
|
Федеральный округ России (или страна СНГ для
участников ближнего зарубежья)
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
Республика/край
|
Мурманская
область
|
Город/поселение
|
Город Кандалакша
|
Методическая
информация
|
Тип урока
(мероприятия, занятия)
|
Урок закрепления
знаний
|
Цель урока
(мероприятия, занятия)
|
Закрепление
навыков сложения и вычитания в пределах 1000 без перехода через разряд
|
Задачи урока
(мероприятия, занятия)
|
1.
Коррекция высших психических функций (внимания,
памяти, образного и логического мышления)
2.
Формирование навыков бережного отношения к
природе.
3.
Развитие любознательности.
4.
Формирование собственного жизненного опыта по
взаимодействию с окружающим миром.
5.
Развитие положительного отношения к школе.
6.
Развитие творческих способностей детей.
|
Используемые педагогические технологии,
методы и приемы
|
Информационно –
коммуникационная технология
Технология
развивающего обучения
Технология
интегрированного обучения
Игровые
технологии
Традиционные
технологии (классно-урочная система)
|
Время реализации
урока (мероприятия, занятия)
|
35 минут
|
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия,
занятия)
|
Умственно
отсталые школьники имеют поверхностные неотчетливые представления о природных
объектах и явлениях, часто смешивают признаки времен года, долго не усваивают
названия месяцев, путают их с названиями времен года. Дети знакомятся со
многими понятиями на уроках «Природоведения». Но эти знания чаще всего
ограничиваются рамками классной комнаты. Расширить рамки работы по
ознакомлению с явлениями в природе, учить проводить небольшие исследования и
учить умениям обобщать результаты своих наблюдений можно на различных уроках,
в том числе и на уроках математики. На уроках математики возможно решение
таких воспитательных задач как:
• Формирование
навыков бережного отношения к природе.
• Развитие
любознательности.
• Формирование
собственного жизненного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
• Развитие
положительного отношения к школе.
• Развитие
творческих способностей детей.
Цели
урока:
• Закрепление
навыков сложения и вычитания в пределах 1000 без перехода через разряд
• Коррекция
высших психических функций (внимания, памяти, образного и логического
мышления)
• Формирование
экологического мировоззрения
• Формирование
коммуникативных навыков
• Содействие
в реализации личностных возможностей детей
|
Необходимое оборудование и материалы
|
мультимедийный
проектор, раздаточный материал.
|
Дидактическое обеспечение урока
(мероприятия, занятия)
|
Урок проводится с
использованием презентации PowerPoint. Презентация содержит 12 слайдов с
задачами на сложение и вычитание в пределах 1000. Есть слайд, на котором дети
не только решают, но и проходят лабиринт, а также слайд с заданиями на
коррекцию внимания на основе зрительного восприятия. Задаче в презентации
соответствует два следующих один за другим слайда. Первый из них содержит
этап составления задачи, а второй - этап ее решения.
|
Список учебной и дополнительной литературы
|
1. Программа по
математике для 5 класса М.Н.Перова, В.В.Эк из сборника «Программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». М.: Владос, 2001.
Под редакцией В.В.Воронковой.
2. М.Н.Перова,
Г.М.Капустина Учебник математики для 5 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.:Просвещение, 2002.
3. М.Н.Перова
Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII
вида. М.: Владос, 1999.
4.Катаева А. А.,
Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых
дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,1990.
5.Обучение и
воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов
дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс,
1994.
6. Сборник
загадок на разные темы. http://zagadochki.ru/
7. Т.М.Лифанова,
Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.
|
Ход
и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность
учителя и учеников.
|
Мотивация учащихся
|
Ребята, поздороваемся
с гостями, улыбнемся друг другу.
Надеюсь на уроке
будет интересно всем. (слайд 2)
А выяснить тему
нашего урока вы сможете сами, если расставите все числа в порядке
возрастания. Что значит возрастание? (от меньшего к большему) (слайд 3)
На ваше имя в
школу по электронной почте поступило письмо.
Послушайте о чем
говорится в письме. (слайд 4)
|
Подробное
описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).
|
|
ОРГМОМЕНТ
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
|
Ребята, поздороваемся и улыбнемся друг другу.
Как настроение?
Надеюсь на уроке будет интересно всем.
(слайд 2)
А выяснить тему нашего урока вы сможете
сами, если расставите все числа в порядке возрастания. Что значит
возрастание? (от меньшего к большему) (слайд 3)
|
Мотивация
|
На ваше имя в школу по электронной почте
поступило письмо
Послушайте
о чем говорится в письме. (слайд 4)
|
Постановка проблемы
|
- Как вы думаете
– кто мог прислать вам это письмо?
- А какие звери
могли это сделать? (слайд 5)
- Почему медведь
не мог прислать вам это письмо? (зимой медведи залегают в спячку)
- А почему
медведь укладывается спать?
|
Постановка целей урока
|
- Как вы думаете хорошо ли животным жить в
таком лесу? (слайд 6)
- Давайте поможем убрать мусор, очистить
реку
- Дадим людям советы о правильном поведении
в природе
|
Устный счет
|
Первый этап .Чтобы догадаться, о чем пойдет
речь, надо разгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем…
(в о з д у х)
·
Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в
воздушном океане.
·
А чтобы узнать, как называется воздушный океан,
вам необходимо устно решить следующие примеры (слайд 7).
·
А мы воздушный океан называем просто небом.
·
Как вы думаете, можно увидеть воздух?
(его нельзя увидеть, можно почувствовать)
Дети
2 группы выполняют задание письменно в тетради.
|
|
·
Ребята, как вы думаете, почему лесным жителям
стало трудно дышать?
(ответы детей)
·
Все живое дышит воздухом и этот воздух
должен быть чистым.
Когда люди превращают лес в помойку,
загрязняется не только почва. Мусор начинает гнить. В воздух выделяются
вредные вещества.
|
Закрепление навыка сложения и вычитания в
пределах 1000 без перехода через разряд
|
·
Что мы
можем сделать, чтобы и почва и воздух в лесу стали чище? (ответы детей).
·
Давайте
поможем животным – уберем мусор. Для этого решим примеры и найдем каждому
примеру свой ответ.( слайд 8)
|
Физминутка
|
Ну
вот теперь и животные, и лес смогут вздохнуть полной грудью.
Давайте
и мы вздохнем (дыхательная гимнастика).
|
Коррекция внимания на основе зрительного
восприятия
|
В квадрате с буквами спрятались слова,
которые подсказывают, что еще помогает очистить воздух? (слайд 10)
Ответы детей: ЛЕС, ПАРК
М о л о д ц ы, ребята, вы прекрасно
справились с этим заданием.
Деревья, кустарники лесов, парков помогают
очищать воздух, собирают на свои листья грязные вещества, которые оказываются
в воздухе.
- А чем отличаются лес и парк?
|
Решение задачи
|
Ребята, что мы, люди можем сделать, чтобы
сохранить деревья:
·
Не ломать деревья
·
Не жечь костры в лесу
·
Убирать опавшую листву, сучки, ветки.
·
Сажать деревья.
Ребята двух школ тоже решили посадить
деревья, но столкнулись с такой задачей. (слайд 10)
Составьте и решите задачу.
При решении задачи дети 2 группы выполняют
сложение в столбик.
|
|
М о л о д ц ы, ребята!
Вы справились с этим заданием.
|
Коррекция образного мышления
|
Надо помочь вернуть птиц и животных в лесной
дом. Давайте отгадаем загадки про зверей и птицы: (слайд 12)
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет
(л и с а)
|
Чик-чирик!
К зернышку прыг.
Клюй, не робей
Кто же это?
(в о р о б е й)
|
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
( м е д в е д ь)
|
Далеко мой стук
Слышит вокруг
Червякам я враг
А деревьям друг
(д я т е л)
|
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный
(в о л к)
|
На дереве сидит
«кар-кар» кричит
(в о р о н)
|
|
ИТОГИ и оценка
|
Мы с вами отлично поработали и животные
говорят нам – СПАСИБО! (слайд 13). Понравился ли вам урок? А как настроение?
Как вы думаете, а кто сегодня работал
усерднее всех? (выставление отметок). Поставьте на полях себе ту отметку,
которую вы заслужили.
|
Рефлексия деятельности на уроке
(мероприятии, занятии)
|
Эмоциональная
|
Домашнее задание (если это необходимо на
уроке)
|
Индивидуальные
карточки ( 3 группы сложности) на сложение и вычитание в пределах 1000.
|
Дополнительная необходимая информация
|
Фотографии для
оформления слайдов взяты из личного архива.
|
Ссылки на
использованные интернет-ресурсы
|
http://zagadochki.ru/
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/059e/00006745-02f90924/hello_html_m604ad6bb.jpg
http://ng58.ru/upload/iblock/419/480125_original.jpg
http://www.mobiwalls.net/wp-content/attachment/bbwallpapers/2013020217/201302021759291416.jpg
http://playlistik.ru/uploads/images/r/e/s/respublika_kids_bivaut_zajtsi_belie_bivaut_zajtsi_serie.jpg
https://www.motto.net.ua/pic/201308/800x600/motto.net.ua-58599.jpg
http://berdsk.bezformata.ru/content/image141619104.jpg
http://podrobnosti.mk.ua/image/uploaded/large/2015-03/6b16e3dc550d721c9ec35.JPG
http://www.xieergai.com/RISUNKI/BLPICS/all_laji.JPG
|
В
помощь учителю
|
Обоснование,
почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа,
каким образом осуществить
|
Повышение
мотивации учащихся, наглядность излагаемого материала
|
Советы по
логическому переходу от данного урока к последующим
|
Следующий урок
необходимо начать с проверки домашнего задания.
|
Другое
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.