Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 18:57

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Использование активных методов обучения в дошкольном образовании

Лупонос Зоя Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка»

Учитель – логопед

Россия

 Ростовская область

г. Константиновск

            Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса.

Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения,

достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала

(Анцибор М.М.).

    Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению дошкольников и школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы и детские сады;  родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему, но все же ведущая роль в образовании остается у учителя или воспитателя. Именно воспитатель в дошкольном образовательном учреждении закладывает и формирует необходимые умения  анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – то  с чем ребенку необходимо войти во взрослый  мир.

   От того как организованно обучение и воспитание зависит успешность каждого ребенка в отдельности. Уже многие творческие педагоги используют Активные методы обучения. Да, они не новы, но  они, как ни какие другие методы организации образовательных процессов соответствуют новым Федеральным Государственным образовательным стандартам и  именно модели: «Портрета выпускника основной школы»:

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

        Возникает вопрос о возможности применения Активных методов обучения в формирования качеств новой модели выпускника в дошкольных учреждениях. Вспомним что АМО: это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.   В дошкольных образовательных учреждениях временные рамки занятий резко отличаются от продолжительности учебных занятий в школах и колледжах. В дошкольных учреждениях от 10 до 35 минут длятся занятия, в школах 45 минут, в колледжах «пары» то есть два занятия по 45 минут. Количество участников так же отличается, в дошкольных учреждениях в группах до 20 человек, плюс фактор посещаемости, плюс возможность разделить детей на подгруппы с младшим воспитателем,  а в школах и колледжах 25 -35 человек

          Рассмотрим подробнее маленький фрагмент занятия, победителя конкурса АМО – 2 в направлении «Дошкольное образование детей»,  Шахматовой Натальи Сергеевны  «Мы гуляем, птиц считаем…».

Инициация: 2 минуты:

 - Цели и задачи метода: организация детей, концентрация внимания. Повторение и закрепление в речи названий зимующих птиц.

- Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями зимующих птиц по количеству детей.

- Предварительная подготовка: на середину стола, вокруг которого стоят дети выкладываются карточки картинками вниз.

- Технология проведения: каждый из детей, по очереди берет с середины стола карточку и, не переворачивая ее, отдает соседу справа. Тот, кому дали карточку, переворачивает ее, называет картинку, кладет на стол перед собой; затем берет другую с середины стола и отдает соседу справа. И т.д.

- Примечание: этот метод облегчает установление контакта между детьми и концентрацию внимания для последующего занятия.

Теперь проанализируем эти две минуты по всем пунктам:

  1. Вызывает ли интерес детей: несомненно, и очень высокий (здесь и эмоции и ожидание и ответственность, ведь выбираешь не для себя, для товарища).
  2. Включается ли творчество обучаемых: обязательно (как назвать птицу, как назвать птицу ласково).
  3. Предоставление самостоятельности: да видно.
  4. Обеспечение разнообразия мыслительной деятельности: да в соответствии с данной возрастной категорией.
  5. Обеспечение разнообразия практической деятельности: в полной мере.
  6. Организация возможностей для самореализации обучающихся: да видно.
  7. Воздействия на разные каналы восприятия обучающихся: несомненно и увидел, и потрогал – перевернул, и обвел по конуру, и услышал вопрос воспитателя и ответ товарища.
  8. Использование знаний, умений и опыта обучающихся: конечно без активного привлечения опыта ни один ребенок не узнает птицу.
  9. Интерактивность метода: на лицо, не просто работа в парах, а по цепочки, что позволит каждому ребенку почувствовать ответственность за товарища, и свою зависимость от другого человека, этот маленький эпизод как раз и является стартом к умению  работать в команде.
  10. Результативность метода: несомненно высока, если за две минуты идет взаимодействие между всеми участниками ОП, просматриваются и обеспечиваются свободные коммуникации и упорядоченный обмен информацией.

       Поэтому могу с твердым убеждением и на основе собственного опыта утверждать -  это не только возможно, но и необходимо начинать использовать Активные методы обучения именно в дошкольном возрасте.  Активные методы обучения позволяют развивать мышление дошкольников; способствуют их вовлечению в решение проблем, в соответствии с возрастными особенностями; развивают практические навыки и умения; побуждают к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.  Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, что подтверждается высокой мотивацией детей при использовании активных методов обучения. Активные методы обучения - это методы, соответствующие силам и возможностям детей.

С другими статьями Сборника статей экспертов конкурса 

"Активные методы обучения в образовательном процессе",

проводимым Факультетом интерактивного обучения

  можно ознакомиться

ЗДЕСЬ

 

Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024